Готовимся к написанию сочинения - рассуждения. План сочинения-рассуждения I.Вступление II.Основная часть. 1)Проблема (одна из проблем) исходного текста.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовка к ЕГЭ Методика работы с текстом. 1. Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи. 2.Формулируем проблему (желательно в форме вопроса).
Advertisements

Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
1. Напишите вступление. 2. Сформулируйте основную проблему, поставленную автором. 3. Прокомментируйте ее. 4. Изложите авторскую позицию по рассматриваемой.
О.В. Елисеева. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. СОЧИНЕНИЕ (ЧАСТЬ С)
Подготовка к выполнению части С ЕГЭ. Основная проблема - это та: которая стала объектом раздумий автора; над которой он в основном размышляет; к которой.
Часть С ЕГЭ Художественный стиль речи. Особенности публицистического и художественного стилей речи Публицистический стиль Художественный стиль Публицистика.
ЕГЭ Алгоритм работы с текстом (часть С). 1. Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи. Типы речи : повествование описание рассуждение Стили.
Алгоритм работы с текстом Автор:Никитина Валентина Петровна, учитель русского языка и литературы Красноармейского района Чувашской Республики.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля»)
Краткие рекомендации к написанию сочинения. Часть «С» ЕГЭ.
Основные этапы работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку Формулируем, комментируем, аргументируем.
Обучение написанию сочинения- рассуждения (11 класс)
МБОУ СОШ 28 Ст. Тамань Саглай Ирина Владимировна Часть С. Аргументация собственной позиции Готовимся к ЕГЭ.
Подготовила: учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 54» г. Курска Позднякова А.В. Позднякова А.В.
Задание С Написание сочинения ЕГЭ В помощь выпускнику Автор: Смелова Н.Г., учитель русского языка, литературы и изобразительного искусства МОУ «Борисовская.
План сочинения 1.Вступление. 2.Основная часть: - К1 формулировка проблемы; -К2 комментарий к проблеме текста; -К3 способы отражения авторской позиции;
Прочитайте текст. Определите тему идею стиль текста отметьте средства выразительности.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Транксрипт:

Готовимся к написанию сочинения - рассуждения

План сочинения-рассуждения I.Вступление II.Основная часть. 1)Проблема (одна из проблем) исходного текста. 2) Комментарий данной проблемы 3) Позиция автора по данной проблеме. 4) Собственное мнение по сформулированной проблеме, подтверждённое 2-мя аргументами. III. Заключение.

I. Вступление Цели вступительной части: Вводит читателя в рассуждение.Вводит читателя в рассуждение. Помогает раскрыть тему.Помогает раскрыть тему. Говорит об умении видеть проблематику и идею текста.Говорит об умении видеть проблематику и идею текста. Свидетельствует о твоём кругозоре.Свидетельствует о твоём кругозоре. Делает твою работу композиционно стройной и логично завершённой.Делает твою работу композиционно стройной и логично завершённой.

Варианты вступлений Во вступительной части определяется тема текста; Во вступлении приводятся сведения об авторе текста: об основных проблемах, которые он затрагивал в своих произведениях, о художественном мире. (Такое вступление уместно только в том случае, если вы действительно знакомы с творчеством этого автора.) Вступительная часть может начинаться с лирического отступления или рассуждения, содержащего взгляд ученика на основные вопросы, рассматриваемые в тексте. Одним из возможных элементов вступления любого типа может быть цитата, взятая из текста или изречение известных писателей, ученых, деятелей искусства, имеющие отношение к проблеме текста.

I I. 1) Формулировка проблемы текста основной вопрос, Проблема – основной вопрос, который поднимается в тексте который поднимается в тексте. Способы формулировки проблемы 1. В виде слова или словосочетания: Проблема нравственного выбора человека; смысла жизни; взаимоотношений людей; истинной доброты; нравственного выбора человека; милосердия; отцов и детей, воины и мира и т.д. Проблема нравственного выбора человека; смысла жизни; взаимоотношений людей; истинной доброты; нравственного выбора человека; милосердия; отцов и детей, воины и мира и т.д. 2. В виде вопроса: Какова роль литературы в жизни общества? Какова роль литературы в жизни общества? Что значит быть современным? Что значит быть современным?

2. Комментарий проблемы Глагол комментировать означает «объяснять, пояснять». Следовательно, здесь требуются ваши мысли по поводу сформулированной проблемы текста: насколько актуально то, о чем пишет автор, и почему;насколько актуально то, о чем пишет автор, и почему; кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой;кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой; если это возможно, коснитесь «истории вопроса», т.е. коротко расскажите о том, как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы,если это возможно, коснитесь «истории вопроса», т.е. коротко расскажите о том, как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы, есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской.есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской.

3. Выявление позиции автора Проблемавопрос Проблема – вопрос, позиция автора ответ позиция автора – ответ на этот вопрос Подумайте: Каково мнение автора по поставленной проблеме?Каково мнение автора по поставленной проблеме? Что хотел сказать читателям автор, создавая этот текст?Что хотел сказать читателям автор, создавая этот текст? Как автор оценивает и описывает ситуацию, поступки героев?Как автор оценивает и описывает ситуацию, поступки героев? ! Обратите внимание на слова, художественные приемы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение – сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам.

В тексте публицистического стиля позиция автора, как правило, выражена четко, повествование ведется от первого лица. Поскольку особенностью публицистического стиля является передача информации с одновременным воздействием на читателя (слушателя), в тексте могут быть языковые средства:оценочные и водные слова, риторические фигуры и другие, передающие авторскую позицию. В тексте художественного стиля при узнавании авторской позиции обратите внимание на лексику и фразеологию, художественные приемы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение, сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам. В тексте публицистического стиля позиция автора, как правило, выражена четко, повествование ведется от первого лица. Поскольку особенностью публицистического стиля является передача информации с одновременным воздействием на читателя (слушателя), в тексте могут быть языковые средства: оценочные и водные слова, риторические фигуры и другие, передающие авторскую позицию. В тексте художественного стиля при узнавании авторской позиции обратите внимание на лексику и фразеологию, художественные приемы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение, сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам. 3. Выявление позиции автора

Способы выражения позиции автора 1.Чётко, прямо, непосредственно В названии текста; В отдельных предложениях текста; Через ряд аргументов 2. Через модальный план текста: Риторические вопросы; Лексические повторы; Оценочную лексику; Вводные слова и словосочетания

Публицистический стиль эмоционально. 1. Автор не может безразлично относиться к проблеме, поэтому выражает своё отношение эмоционально. 2. Автор исследует и анализирует проблему и информирует о ней читателя, открыто страстно и открыто выражая свою точку зрения; или прямые оценки давая прямые оценки явлениям и событиям; или силой собственного убеждения формируя общественное мнение силой собственного убеждения

Художественный стиль анализирует и исследует 1. Автор анализирует и исследует общие темы и проблемы на конкретных, индивидуальных примерах. 2. Автор словами рисует образы, картины, поступки, действия, для того чтобы эмоции Передать свои эмоции; Вызватьчувства и переживания.Вызвать ответные чувства и переживания. прямых оценок косвенно 3. Автор не даёт прямых оценок, а выражает их косвенно через пейзаж, портрет, интерьер, речь героя.

Собственная позиция рассуждение Строится по типу речи – рассуждение убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение.Цель данного типа речи – убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение. Ваша цель – не только высказать собственное мнение по проблеме, согласившись или не согласившись с мнением автора, но и доказать собственную правоту, опираясь на жизненный или читательский опыт.Ваша цель – не только высказать собственное мнение по проблеме, согласившись или не согласившись с мнением автора, но и доказать собственную правоту, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Структура собственного рассуждения Тезис Тезис - мысль, которую нужно доказать (отношение к позиции автора и мнение о проблеме текста ) Довод Пример Довод Пример Вывод

Понятия, используемые при рассуждении Тезис Тезис – мысль, которую нужно доказать. Аргументыдоводы фактами, примерами Аргументы – это доводы, приводимые в поддержку тезиса и подтверждённые конкретными фактами, примерами. Доводмысль Довод – это мысль, содержащая необходимые доказательства в раскрытии основной проблемы текста. Примериллюстрация Пример – это наглядная иллюстрация высказанной мысли. Выводобщий итог работы над сочинением Вывод – общий итог работы над сочинением

Требования к тезису Должен нуждаться в доказательстве; Должен быть чётким и ясным; Должен оставаться неизменным

Требования к аргументам Истинность аргументов должна быть доказана; Аргументы не должны быть противоречивы; Аргументы должны быть убедительны

В качестве примеров используйте 1. Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов, из художественных произведений; 2. Пословицы, поговорки, отражающие народную мудрость; 3. Факты, события истории и современности; 4. Примеры из художественной литературы и публицистики. 5. Примеры из телевизионных передач и фильмов. 6. Примеры из личной жизни и жизни окружающих. не найдётся придумайте их !!! Если в Вашем интеллектуальном арсенале не найдётся ни одного из вышеназванных примеров, придумайте их, предварительно решив, в какой жизненной ситуации тот или иной факт может иметь место.

Работа с текстом Тезис: Чтение художественной литературы необходимо, потому что 1) чтение расширяет наш кругозор (пример ???) 2) литература воспитывает человека (пример???). Вывод: художественная литература – это могучее средство духовного и интеллектуального обогащения человека.

III. Заключение подвести итог всему сказанному, сделать обобщение. В заключительной части нужно подвести итог всему сказанному, сделать обобщение. Можно вернуться к мысли, выраженной во вступлении. Можно закончить своё сочинение цитатой, взятой из текста и других источников и логически связанной с высказанной в конце работы мыслью. Можно закончить текст риторическим вопросом.

Варианты заключений В заключении -подытоживании автор напоминает ход своей мысли.В заключении -подытоживании автор напоминает ход своей мысли. В заключении-оценке перечисляет те проблемы, которые поднимались в тексте.В заключении-оценке перечисляет те проблемы, которые поднимались в тексте. В заключении-обобщении все доводы сходятся к одной мысли общего или проблемного характера.В заключении-обобщении все доводы сходятся к одной мысли общего или проблемного характера. Заключение, симметричное вступлению, - это ответ на вопрос, поставленный во вступлении.Заключение, симметричное вступлению, - это ответ на вопрос, поставленный во вступлении.

Люди по-разному выражают свои чувства ко всему, что мы называем природой. У одних выражение этого чувства буднично-грубоватое: «Красотища-то!». Другие в эти минуты боятся обронить слово. И есть люди, душевный инструмент которых особенно чутко воспринимает нахлынувшие чувства и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души. В русской литературе, в живописи и музыке можно назвать много имен творцов, обладавших этим великим даром: Чайковский, Левитан, Фет, Тютчев, Бунин, Есенин, Пришвин, Паустовский. Лев Толстой говорил: «Счастье-это быть с природой, видеть ее, говорить с ней». Если это не так, то как же сделать человека счастливым, сознавая при этом, что в понимание счастья входит многое другое? Чувство природы врожденное. И есть оно у каждого человека. Но чувство это спит. Кто разбудит его в раннем детстве? Сможет ли это сделать школьный учебник? Вряд ли. Но может это сделать умный, чуткий учитель. Этим учителем неожиданно может стать кто угодно: отец, мать, (у Горького – бабушка), сельский пастух, охотник – всякий, кто сам был кем-то разбужен. Сильным толчком может стать хорошая, вовремя прочитанная книжка. Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне книгу Сетон- Томпсона «Животные-герои». Я считаю ее своим «будильником». Благодарность за «пробуждение» я должен сказать и матери, с которой ходил за грибами, и отцу, с которым заготавливал дрова. С благодарностью вспоминаю речку, на которой мы ребятишками пропадали с утра до ночи. От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведенный летом в деревне, прогулка в лес с человеком, который «на все открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком, ночевкой в лесу. Нет нужды перечислять все, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. Конечно, нужны и учебники. Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно все в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как все в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть. И все-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, познание мира она делает интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчета всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, издает звуки, сверкает красками, есть любовь, по мысли яснополянского мудреца, приближающая человека к счастью. (По В.Пескову)