Психологические основы методов воспитания
План: Понятие и сущность методов воспитания Приемы воспитания Принципы закономерности воспитания Основные теории и подходы к воспитанию
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩЕ НА ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ: Личность ребенка и его возраст; Коллектив, группа, в которую он включен, имеющие свои ценности, нормы поведения и т.д., статус ребенка в этой группе; Время и социальные условия ; Личность педагога и его значимость, авторитетность для школьника.
Воспитание – деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования конкретных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих нужные условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду. Это прежде всего процесс социализации индивида, становление и развитие его как личности на протяжении всей жизни, когда он сам активен, испытывая в то же время влияние социальной и культурной среды. Воспитание – деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования конкретных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих нужные условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду. Это прежде всего процесс социализации индивида, становление и развитие его как личности на протяжении всей жизни, когда он сам активен, испытывая в то же время влияние социальной и культурной среды.
Психологической сущностью процесса воспитания является изучение психологических механизмов формирования личности при взаимодействии воспитателя и воспитанника, изучение эффекта воспитательных воздействий в зависимости от различных индивидуально-психологических особенностей ребенка. Основа психологических механизмов воспитания – мотивационно - потребностная сфера человека. СУЩНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВОСПИТАНИЯ
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА МОТИВАЦИОННУЮ СФЕРУ: Идеалы – направляют и регулируют процесс развития Убеждения – формируют собственную оценку, взгляды и т.д. Формирование положительных привычек – «рычаг» воспитательной деятельности. Направленность личности –устойчиво доминирующие мотивы, задающие общий вектор поведения человека. Виды направленности: 1. Личная направленность. 2. Коллективистическая направленность. 3. Деловая направленность.
Методы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности.
Классификация методов по источникам передачи содержания Группы методов Виды методов Источники передачи содержания I группа Словесные методы Рассказ, беседа, инструктаж и др. II группа Практические методы Упражнения, тренировка, самоуправление и др. III группа Наглядные методы Иллюстрирование, показ, предъявление материала и др.
Классификация методов на основе простейшей структуры личности Виды методов Источники передачи содержания формирования сознания передача информации от учителя к учащемуся и обратно формирования поведения практические методы: упражнение, приучение, поручение, педагогическое требование, воспитывающие ситуации и др. формирования чувств и отношений поощрение, порицание, наказание, создание ситуаций успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка и др.
Приемы воспитания Требование - побуждение к действию (в зависимости от степени категоричности - просьба, задание, приказ) и запрещающие действовать (указание, соответствующий приказ, наказание). Оценка - позитивная (поощрение) и негативная (порицание).
Методы влияния Убеждение – система доводов Внушение (суггестия) - направлено на снятие своеобразных фильтров, стоящих на пути к новым сведениям и оберегающих человека от заблуждений и ошибок. Заражение - возникает в группе людей, которые руководствуются в своем поведении эмоциональным состоянием, действуют на основе сведений, принятых без должного анализа, либо повторяют действия других людей. Подражание - следование примеру или образцу, которое проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков, жестов, интонаций и даже в копировании определенных черт характера другого человека.
Виды влияния Направленное влияние - направленном влиянии выделяют прямое влияние, когда педагог открыто предъявляет свою позицию и связанные с ней требования ученику, и косвенное влияние, направленное не на объект влияния, а на окружающую его среду. Ненаправленное - эффекты подражания.
Формы воспитания - Формы воспитания - это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Классификация организационных форм воспитания: массовые формы кружковая-групповая индивидуальная
Методы самовоспитания и самообразования Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие; это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самообразование - это система внутренней самоорганизации не усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.
Принципы и закономерности воспитания Принципы - общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.
Основные принципы: Ориентация на ценностные отношения (условием реализации принципа выступают философская и психологическая подготовка педагога) Принцип субъектности: максимальное содействие развитию способности ребенка осознавать свое "Я " в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений. Принцип согласованности социальной нормы, правила жизни и автономности неповторимой личности каждого.
Закономерности воспитания Закономерности воспитания - это адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах.
Принцип природосообразности - воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя.
Принцип культуросообразности воспитания - воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учётом особенностей этнической и региональной культур, решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, сексуальной, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и др.).
Принцип центрации воспитания на развитии личности - обеспечение роста человека, удовлетворение его интересов и потребностей, развитие человека трактуется как процесс свободной реализации им своих потенций, а воспитание - как создание возможностей для самореализации и самоактуализации.
Основные теории и подходы к воспитанию Технократический подход к воспитанию - воспитание строится на рациональной научной основе, программируя поведение людей и управляя его формированием. Гуманистический подход к воспитанию - "самоактуализация человека", "личностный рост", "развивающая помощь".