Психологические основы методов воспитания. План: Понятие и сущность методов воспитания Приемы воспитания Принципы закономерности воспитания Основные теории.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема воспитательной работы: «Воспитание нравственных качеств в формировании конкурентоспособной личности»
Advertisements

« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Педагогика. Методы воспитания
1. В чем сущность и особенности воспитательного процесса?
Методы воспитания. План 1. Понятие и сущность методов воспитания 2. Классификации методов воспитания 3. Методы и способы влияния 4. Формы и средства воспитания.
Виды, формы и методы нравственного воспитания «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности» В.А. Сухомлинский.
Методы воспитания. это общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации.
Способы воспитательного воздействия на человека Методы воспитания.
Воспитание в обучении 15 декабря 2004 г.. Характеристики современного образования гуманитаризация, фундаментализация, индивидуализация, информатизация,
Экологическое воспитание личности Выполнила : Галиуллина Азалия.
Закономерности и принципы воспитания. Принципы воспитательного процесса это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию,
Тема 4: «Организация воспитательной работы в подразделении, части. Психолого- педагогическая деятельность офицера». Занятие 2 «Организация воспитательной.
О СОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ Методист ЦВР В.А. Чивилихина Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе.
Сущность воспитания и его место в целостной структуре педагогического процесса Лекция 8.
Сущность воспитания и его место в целостной структуре педагогического процесса Лекция 8.
Педагогический процесс, особенности педагогического процесса, принципы его организации.
Методы развития творческой активности учащихся во внеклассной работе.
Чтобы получить самый высокий балл – 5 - «блестяще», необходимо выполнить все 6 заданий Для отметки «отлично» - 1, 2, 3, 4, 6 Для отметки «хорошо» - 1,
Творческий подход в выборе методов обучения и воспитания Автор Чебан Наталья Ивановна, учитель начальных классов МОУ СОШ5 Г.Воскресенска.
Лекция Понятие о личностном росте 2. Самообразование личности: этапы и методы.
Транксрипт:

Психологические основы методов воспитания

План: Понятие и сущность методов воспитания Приемы воспитания Принципы закономерности воспитания Основные теории и подходы к воспитанию

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩЕ НА ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ: Личность ребенка и его возраст; Коллектив, группа, в которую он включен, имеющие свои ценности, нормы поведения и т.д., статус ребенка в этой группе; Время и социальные условия ; Личность педагога и его значимость, авторитетность для школьника.

Воспитание – деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования конкретных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих нужные условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду. Это прежде всего процесс социализации индивида, становление и развитие его как личности на протяжении всей жизни, когда он сам активен, испытывая в то же время влияние социальной и культурной среды. Воспитание – деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования конкретных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих нужные условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду. Это прежде всего процесс социализации индивида, становление и развитие его как личности на протяжении всей жизни, когда он сам активен, испытывая в то же время влияние социальной и культурной среды.

Психологической сущностью процесса воспитания является изучение психологических механизмов формирования личности при взаимодействии воспитателя и воспитанника, изучение эффекта воспитательных воздействий в зависимости от различных индивидуально-психологических особенностей ребенка. Основа психологических механизмов воспитания – мотивационно - потребностная сфера человека. СУЩНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВОСПИТАНИЯ

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА МОТИВАЦИОННУЮ СФЕРУ: Идеалы – направляют и регулируют процесс развития Убеждения – формируют собственную оценку, взгляды и т.д. Формирование положительных привычек – «рычаг» воспитательной деятельности. Направленность личности –устойчиво доминирующие мотивы, задающие общий вектор поведения человека. Виды направленности: 1. Личная направленность. 2. Коллективистическая направленность. 3. Деловая направленность.

Методы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности.

Классификация методов по источникам передачи содержания Группы методов Виды методов Источники передачи содержания I группа Словесные методы Рассказ, беседа, инструктаж и др. II группа Практические методы Упражнения, тренировка, самоуправление и др. III группа Наглядные методы Иллюстрирование, показ, предъявление материала и др.

Классификация методов на основе простейшей структуры личности Виды методов Источники передачи содержания формирования сознания передача информации от учителя к учащемуся и обратно формирования поведения практические методы: упражнение, приучение, поручение, педагогическое требование, воспитывающие ситуации и др. формирования чувств и отношений поощрение, порицание, наказание, создание ситуаций успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка и др.

Приемы воспитания Требование - побуждение к действию (в зависимости от степени категоричности - просьба, задание, приказ) и запрещающие действовать (указание, соответствующий приказ, наказание). Оценка - позитивная (поощрение) и негативная (порицание).

Методы влияния Убеждение – система доводов Внушение (суггестия) - направлено на снятие своеобразных фильтров, стоящих на пути к новым сведениям и оберегающих человека от заблуждений и ошибок. Заражение - возникает в группе людей, которые руководствуются в своем поведении эмоциональным состоянием, действуют на основе сведений, принятых без должного анализа, либо повторяют действия других людей. Подражание - следование примеру или образцу, которое проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков, жестов, интонаций и даже в копировании определенных черт характера другого человека.

Виды влияния Направленное влияние - направленном влиянии выделяют прямое влияние, когда педагог открыто предъявляет свою позицию и связанные с ней требования ученику, и косвенное влияние, направленное не на объект влияния, а на окружающую его среду. Ненаправленное - эффекты подражания.

Формы воспитания - Формы воспитания - это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Классификация организационных форм воспитания: массовые формы кружковая-групповая индивидуальная

Методы самовоспитания и самообразования Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие; это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самообразование - это система внутренней самоорганизации не усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

Принципы и закономерности воспитания Принципы - общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.

Основные принципы: Ориентация на ценностные отношения (условием реализации принципа выступают философская и психологическая подготовка педагога) Принцип субъектности: максимальное содействие развитию способности ребенка осознавать свое "Я " в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений. Принцип согласованности социальной нормы, правила жизни и автономности неповторимой личности каждого.

Закономерности воспитания Закономерности воспитания - это адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах.

Принцип природосообразности - воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя.

Принцип культуросообразности воспитания - воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учётом особенностей этнической и региональной культур, решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, сексуальной, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и др.).

Принцип центрации воспитания на развитии личности - обеспечение роста человека, удовлетворение его интересов и потребностей, развитие человека трактуется как процесс свободной реализации им своих потенций, а воспитание - как создание возможностей для самореализации и самоактуализации.

Основные теории и подходы к воспитанию Технократический подход к воспитанию - воспитание строится на рациональной научной основе, программируя поведение людей и управляя его формированием. Гуманистический подход к воспитанию - "самоактуализация человека", "личностный рост", "развивающая помощь".