Развитие универсальных учебных действий учащихся В.М.Дрофа, доцент кафедры педагогики и психологии ИПКиППРО ОГПУ, к.п.н.
универсальные учебные действия совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса
Функции универсальных учебных действий 1. Регуляция учебной деятельности 2. Создание условий для саморазвития и самореализации личности 3. Обеспечение успешности обучения
Функции универсальных учебных действий 1. Регуляция учебной деятельности принятие и постановка учебных целей и задач поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности
Функции универсальных учебных действий 2. Создание условий для саморазвития и самореализации личности -готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться -формирование гражданской идентичности и толерантности жизни в поликультурном обществе -развитие высокой социальной и профессиональной мобильности
Функции универсальных учебных действий 3. Обеспечение успешности обучения -успешности усвоения знаний, умений и навыков; -формирование целостной картины мира; -формирование компетентностей в любой предметной области познания
Виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
Личностные УУД Личностные УУД Смысло- образование Нравственно- этическая ориентация Самопознание и само- определение
Личностные УУД – Самопознание и самоопределение Построение образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку Формирование идентичности личности Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе
гражданская идентичность осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе не равна гражданству, а имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру Достижение гражданской идентичности - важная задача развития юношеского возраста. Однако ее решение достаточно часто переносится на более поздний возраст. Вместе с тем о предпосылках или основах становления гражданской идентичности можно говорить уже в начальной школе
Структура гражданской идентичности включает следующие компоненты: когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности); ценностно-смысловой (позитивное, негативное или двойственное отношение к принадлежности); эмоциональный (принятие или непринятие своей принадлежности); деятельностный (поведенческий - гражданская активность)
Требования к результатам формирования гражданской идентичности Когнитивный компонент: - сформировать историко-географический образ России - представление о территории и границах России, ее географических особенностях; знать основные исторические события развития государственности и общества, историю и географию края, его достижения и культурные традиции; - иметь представление о социально-политическом устройстве России, ее государственной организации, знать государственную символику, государственные праздники; - знать основные права и обязанности гражданина, соответствующие возрастному статусу учащегося в обществе; - знать о своей этнической принадлежности, национальных ценностях, традициях, культуре, о народах и этнических группах России; - иметь представление об общекультурном наследии России; - знать основные моральные нормы; нормы и правила охранно- бережного отношения к природе, сохранения здоровья; правила поведения в чрезвычайных ситуациях
Требования к результатам формирования гражданской идентичности Ценностно-смысловой и эмоциональный компоненты: - иметь чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважать ее историю, культурные и исторические памятники; - обладать эмоционально положительным принятием своей этнической идентичности; - уважать другие народы России, иметь межэтническую толерантность; - уважать личность и ее достоинства, доброжелательно относиться к окружающим, нетерпимо - к любым видам насилия; - уважать ценности семьи, любить природу, признавать ценности своего здоровья и здоровья других людей, обладать оптимизмом в восприятии мира; - следовать моральным нормам и гордиться этим, испытывать чувство стыда и вины при их нарушении
Требования к результатам формирования гражданской идентичности Деятельностный компонент: участвовать в школьном самоуправлении участвовать в детских общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера; выполнять нормы и требования школьной жизни, пользоваться правами и выполнять обязанности ученика; выполнять моральные нормы в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; участвовать в общественной жизни, ориентироваться в событиях, происходящих в стране и мире; посещать театры, музеи, библиотеки; следовать здоровому образу жизни
Личностные УУД - смыслообразование установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение
Личностные УУД – нравственно-этическая ориентация Выделение морально-этического содержания событий и действий Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора
Виды УУД – Регулятивные действия Регулятив- ные действия Целепола- гание Планиро- вание Прогно- зирование Контроль Волевая саморегуляция Коррекция Оценка
Регулятивные УУД Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Регулятивные УУД Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Регулятивные УУД Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Регулятивные УУД Волевая саморегуляция как способность - к мобилизации сил и энергии; -к волевому усилию - выбору в ситуации конфликта мотивов; -к преодолению препятствий; -эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации; -эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями
Познавательные УУД Познава- тельные действия Обще- учебные Логические Постановка и решение проблем
Общеучебные УУД Самостоятельное выделение и формулирование учебной цели Информационный поиск Знаково-символические действия Структурирование знаний Произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно)
Общеучебные УУД Смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий
Общеучебные УУД – знаково-символические Знаково-символические действия выполняют функции -отображения учебного материала; -выделения существенного; -отрыва от конкретных ситуативных значений; - формирования обобщенных знаний. Виды знаково-символических действий: Замещение Кодирование/декодирование Моделирование
Познавательные УУД – логические действия Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков Синтез как составление целого из частей + восполнение недостающих компонентов Выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов
Познавательные УУД – логические действия Подведение под понятия, выведение следствий Установление причинно-следственных связей Построение логической цепи рассуждения Выдвижение гипотез, их обоснование Доказательство
Познавательные УУД – Постановка и решение проблем Формулирование проблемы Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Коммуникативные УУД Коммуни- кативные действия Планиро- вание учебного сотрудничества Постановка вопросов Построение речевых высказываний Лидерство и согласование действий с партнером
Материалы, обеспечивающие реализацию ФГОС второго поколения