Теории мотивации
А. Маслоу Теория иерархии потребностей
Физиологические потребности Желание больше зарабатывать, прикладывая к этому как можно меньше усилий, Нежелание браться за «сложную работу», Поиск возможности получить дополнительный заработок, добиться льгот и улучшить существование за счет организации
Потребности в безопасности Стремление избежать критики, наказаний, Боязнь изменений, пассивное или негативное отношение к новому, Стремление к сохранению стабильных отношений с коллегами, Гарантия сохранения рабочего места в течении длительного срока.
Потребность в причастности Желание общаться с коллегами, учащимися, иметь информацию о происходящем в школе, «Активист-общественник», Причастность к делам коллектива, группы является личностной ценностью, Участие в новациях «за компанию», Желание быть приятным в общении.
Потребность в статусе, признании Участие в новациях ради достижения положительного результата в работе, Стремление занять руководящую должность, Желание создать образ «успешного работника», получить почетное звание или более высокую категорию, Стремление получить определенные привилегии в работе,
Потребность в статусе, признании Признание компетентности и самостоятельности как значимых ценностей, Желание иметь информацию о том, насколько высоки и значимы личные результаты, Желание влиять на процесс формирования целей организации, Стремление получить дополнительные права.
Потребность в самовыражении Желание развивать себя, учиться, Стремление участвовать в разработке и внедрении новшеств ради личной и общественной пользы, Творческая работа как ценность педагогической деятельности, Расширение области полномочий, Выполнение достаточно сложной работы
Теория Д. Макклелланда Потребности в соучастии:Потребности в соучастии: - Дружеские отношения с окружающими, - значимость одобрения и поддержки, - стремление к активному взаимодействию с коллегами, учащимися, родителями, - желание быть информированным о происходящем в организации.
Потребность властвования Власть ради власти: Власть ради власти: - желание руководить, контролировать, - цели деятельности организации не являются личностно значимыми, - смысл деятельности – получение удовлетворение от обладания властью.
Потребность властвования Власть ради достижения целей организации: Власть ради достижения целей организации: - желание работать вместе с коллективом, мотивировать людей, - стремление определять цели деятельности организации, - смысл деятельности – желание выполнять ответственную работу.
Зоны власти Административ ная власть Частичное делегирование власти Полное делегирование власти -определение стратегии развития организации, -распределение финансовых потоков -разработка стратегических документов, -подбор персонала, -выполнение функциональных обязанностей, -деятельность общественных организаций,
Потребность в достижении Характеристики деятельности «Достигатели»«Избегатели неудач» -Ситуация достижения -Цель -Действие -Оценка результатов -Оценка окружающих -Самооценка
Уровни мотивации достижений в проф. деятельности по стажевым группам Группы учителей стаж до 5 лет 5-25 лет свыше 25 лет 1. Имеют признанные достижения и ставят перед собой новые цели 2. Имеют достижения, стремятся им соответствовать, но не ставят перед собой новых целей
Уровни мотивации достижений в проф. деятельности по стажевым группам Группы учителей до 5 лет 5-25 лет свыше 25 лет 3. Пока не имеют значительных достижений, но стремятся к их получению 4. Не имеют достижений и не стремятся к ним
Модель возникновения мотива достижения Оценка значимости и привлекательности результатов Оценка внешних условий достижения результатов Оценка вероятной реакции окружающих на личные результаты Оценка собственных способностей добиться результатов Оценка усилий, которые нужно затратить на получение результата Анализ значимости результатов, благоприятности условий и затрачиваемых усилий Мотивация достижений результата или избегание неудач
Факторы, влияющие на возникновение мотива достижения Природа человека: Природа человека: - тип ВНД, - уровень тревожности; Воспитание в детском возрасте; Воспитание в детском возрасте; Профессиональная среда Профессиональная среда
Условия, стимулирующие проявление мотивации достижения Интересный и полезный для человека характер самой деятельности, Соответствие деятельности способностям субъекта деятельности, Наличие внешних условий для достижения желаемого результата, Возможность действовать самостоятельно, свободно, по своему усмотрению,
Условия, стимулирующие проявление мотивации достижения Наличие элемента состязательности между людьми, имеющими примерно равные способности, Признание ценности этих достижений окружающими, Объективная и справедливая внешняя оценка полученных достижений Задание: Оцените по 9-балльной шкале наличие условий в Вашей школе.
Ф. Герцберг Теория двух факторов
Гигиенические факторы Влияют на неудовлетворенность трудом в конкретной организации Влияют на неудовлетворенность трудом в конкретной организации (… если уровень их недостаточен или их нет, то я уйду из этой организации») Факторы: -заработная плата, -условия работы, -межличностные отношения, -уровень контроля со стороны администрации
Факторы - мотиваторы Они влияют на желание работать эффективно («… если они есть, то я буду работать очень хорошо») Они влияют на желание работать эффективно («… если они есть, то я буду работать очень хорошо»)Факторы: - одобрение результатов труда, - возможность для творческого роста, - карьерный рост, - самостоятельность в работе