Классный час для учащихся 5-7 классов Составила Сергеева Надежда Андреевна Классный руководитель 6 а класса
Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди. Б.Шоу
Цели и задачи классного часа: 1. Помочь младшим подросткам оформить личностное понимание толерантности ; 2. Увидеть взаимосвязь способности к толерантности с качествами личности; 3. Развивать умения толерантного общения.
Приёмы воспитания: 1. Диалоговая рефлексия 2.«Ролевая маска». 3.«Прогнозирование развития ситуации». 4.«Сочини конец истории».
Оборудование и материалы: Плакат или распечатки со значением слова ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Набор картофелин или грецких орех для игры. Мультфильм «Ёжик должен быть колючим». Компьютер, мультимедиа проектор, экран. Распечатки ситуаций для обсуждения в группах.
Классный час состоит из 4 частей Первая часть – вводная беседа учителя - мотивация, в процессе которой создается представление о поликультурном обществе, представление о поликультурном обществе, в котором мы живем, раскрывается понятие толерантности. в котором мы живем, раскрывается понятие толерантности.
Вторая часть состоит из тренинга и беседы учителя, в которой он делает акцент на то, в которой он делает акцент на то, что своей неповторимой уникальностью, каждый человек по-своему выражает себя в делах, каждый человек по-своему выражает себя в делах, в творчестве, в общении. Если вы цените свою уникальность, в творчестве, в общении. Если вы цените свою уникальность, то вы естественно уважаете уникальность других людей. то вы естественно уважаете уникальность других людей.
Третья часть занятия - мозговой штурм. Основной вопрос: Как должен вести себя толерантный человек? Ребята вместе с учителем озвучивают шаги, которые будут способствовать формированию толерантного отношения к «Другому».
Четвертая часть занятия носит практический характер и связана с решением задач-ситуаций связанных с проявлением толерантного отношения в обществе. Школьники обсуждают ситуации, предлагают свои варианты их «проживания».
Рефлексия. В ходе заключительной части урока учащиеся актуализируют полученные знания, представляя и обобщая качества толерантной личности, приходят к пониманию, что в многообразии заключается наша сила и гармония.
Часть 1. Введение – 10 минут Вводная беседа учителя : Мы живем в поликультурном обществе. Рядом с нами можно найти представителей: - разных культур и национальностей - разных вероисповеданий - разных убеждений - разных интересов Есть и люди, которые объединены общей проблемой: беженцы, наркоманы, инвалиды...
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара На испанском языке - это «способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения». На французском – « отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам». На английском – « готовность быть терпимым, снисходительным». На китайском – « позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным». На арабском – это «прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим». На русском – « способность терпеть что-то или кого-то» (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо ).
В «Декларации принципов толерантности» ЮНЕСКО мы найдем следующие формулировки толерантности: «Толерантность означает уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». «Толерантности способствуют знания, открытость, свобода мысли, совести и убеждений». «Толерантность – не терпимое отношение к несправедливости (в смысле внутреннего сопротивления), не отказ от своих убеждений или уступка чужим, не снисхождение или потворство, а активное отношение, признание и уважение прав и свобод человека.
Часть 2. Тренинг. 10 минут. 1. Тренинг 5 мин: 2. Лекция 5 мин. Уникальность.
Часть 3. Мозговой штурм. 14 шагов к толерантности. 5 минут. Задание для учащихся: Как человек должен вести себя, чтобы практиковать толерантность?
14 шагов к толерантности Желание быть толерантным. Стремление человека стать лучше. Постоянное саморазвитие (личностный рост). Умение ставить себя на место других. Не осуждать. Замечать мелочи и тонкости; замечать особенности ситуации; Расширять свой круг общения. Менять места. Путешествовать (посещать другие места, ходить в гости). Знакомиться с другими культурами, традициями: язык, рисунки, литература, архитектура; костюмы (одежда), кухня, музыка, танцы, песни. Наблюдать. Улучшить самоконтроль. Развить в себе умение молчать/слушать. Менять точки зрения. Сопереживать. Не зацикливаться. Быть активным. Не оценивать.
Ситуация 1. Из исторической повести К. Кунина «За три моря» о путешествии тверского купца Афанасия Никитина в Индию в XV веке: Из исторической повести К. Кунина «За три моря» о путешествии тверского купца Афанасия Никитина в Индию в XV веке: Ситуация 2. Лилиан Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду» Лилиан Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду» Ситуация 3. Из воспоминаний Хелены Д. (Хелена Д., цыганка из богатой семьи музыкантов из чешского города Прешова, в 1970-е годы провела несколько дней в семье своей давней чешской подруги в Праге, куда привезла на лечение своего отца). Из воспоминаний Хелены Д. (Хелена Д., цыганка из богатой семьи музыкантов из чешского города Прешова, в 1970-е годы провела несколько дней в семье своей давней чешской подруги в Праге, куда привезла на лечение своего отца). Часть 4. Решение практических ситуаций.10 минут.
Ситуация 4. Б. Васильев. «Век необычайный». Написана в 1936 году. Б. Васильев. «Век необычайный». Написана в 1936 году. Ситуация 5. Вместо свастик цветущий город. Вместо свастик цветущий город.
Заключение. Рефлексия. 10 минут. Вариант 1. Можно закончить классный час просмотром мультфильма «Ежик должен быть колючим». В нормальной единой семье родился необычный ежик – кудрявый. Остальные двое - колючие, как положено, а этот - кудрявый. Семье сочувствовали соседи и даже помогали. Мудрая ворона применила целых три способа выпрямить кудряшки, и ни один не помог. Ежика даже пугали ночью, чтобы волосы дыбом встали, но он только заплакал и позвал маму. Мама не выдержала и сразу к нему прибежала. И тут ежик не выдержал. Он подстерег свою мучительницу и сам напугал ее. Ворона от пережитого потрясения поседела и стала белой на посмешище своим соплеменницам. Добрый ежик не стал предаваться радости отмщенного, а пожалел белую ворону. В конце концов, они как два сапога - парой оказались – белая ворона и кудрявый ежик.
Молитва о встрече Я пришел в этот мир не для того, чтобы оправдывать твои надежды, не для того, чтобы отвечать твоим интересам, не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты пришел в этот мир не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям, не для того, чтобы отвечать моим интересам, не для того, чтобы оправдывать мои надежды. Потому что я - это я, а ты - это ты. Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно ! А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.
Вариант 2. Упражнение «Аппликация группы «Павлин» Коллективная аппликация павлина помогает детям почувствовать свою ценность, способствует сплочению, позволяет оценить качества своей личности и сформировать необходимые.
Литература Андреева Г. М. Социальная психология. М., Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа// Толерантность в общественном сознании России. М., Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). СПб., Други и другие в языке, истории, традициях…/Авт.: К.Г. Митрофанов, Е.В. Власова, В.В. Шаповал. – М.: Прометей, Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А.. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, Солдатова Г.У., Шалгерова Л.А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков. Толерантность в общественном сознании. России. М., Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации. СПб., Шаповал В. В. и др. Мозаика культур. / Под ред. А. П. Шевырева, Т. Н. Эйдельман. -М.: Локус/Пресс.2005