Тема : «Психологическая помощь учителю в проведении уроков, направленных на улучшение памяти, мышления учащихся и усвоение материала.»
«Коррекция»-- «исправление». «Психокоррекция» -- это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.
Задачи психокоррекции -формирование у детей способности отстраняться от собственных эмоциональных переживаний, воспринимать переживание другого человека. -формирование самосознания личности. -обеспечения адекватного ролевого развития ребенка.
Характерными особенностями детей с задержкой психического развития являются: 1.Расторможенность, повышенная возбудимость. 2. Несформированность произвольных процессов (внимания, памяти, мышления),а также умения контролировать свои желания ( «хочу», «могу», «надо»). 3. Непринятие задачи учебной деятельности на уроке. 4. Неустойчивая работоспособность, ниже среднего уровня активность, быстрая утомляемость. 5. Трудности формирования навыков культуры поведения и взаимоотношений. 6. Недостаточно развиты учебные навыки.
Необходимые условия успешного обучения детей с ЗПР : Субъектное отношение к ребенку. Субъектное отношение к ребенку. Развитие отдельных психических процессов. Развитие отдельных психических процессов. Принцип комплексности методов психологического воздействия. Все задания, включенные в программу прорабатываются, выполняются различными способами. Принцип комплексности методов психологического воздействия. Все задания, включенные в программу прорабатываются, выполняются различными способами. Принцип принятия и уважения. Положительная эмоциональная оценка любого достижения учащегося. Отношения с учащимися должны быть доброжелательными и дружелюбными; недопустимо порицание за неуспех. Принцип принятия и уважения. Положительная эмоциональная оценка любого достижения учащегося. Отношения с учащимися должны быть доброжелательными и дружелюбными; недопустимо порицание за неуспех. Рефлексия. Развитие у детей способности к самостоятельной оценке и анализу своей работы. Рефлексия. Развитие у детей способности к самостоятельной оценке и анализу своей работы.
Рекомендации педагогу: При разговоре с родителями и ребенком не стоит говорить о том,как плохо: «Ваш сын (или дочь) не читает, плохо пишет, не может сосредоточиться на занятиях. При разговоре с родителями и ребенком не стоит говорить о том,как плохо: «Ваш сын (или дочь) не читает, плохо пишет, не может сосредоточиться на занятиях. Лучше ориентировать ученика и его родителей на будущий успех: «Ты можешь писать лучше, побольше читай…» Лучше ориентировать ученика и его родителей на будущий успех: «Ты можешь писать лучше, побольше читай…» Используйте суждения-прогнозы, не фиксируясь на уровне существующих «неумений»: «Я огорчена, что ты не выучил. Я буду рада тебе помочь, чтобы у тебя все получилось хорошо.» Используйте суждения-прогнозы, не фиксируясь на уровне существующих «неумений»: «Я огорчена, что ты не выучил. Я буду рада тебе помочь, чтобы у тебя все получилось хорошо.» Меньше использовать, а лучше не использовать наказания, наставления, нравоучения,а использовать подбадривания и поощрения. Меньше использовать, а лучше не использовать наказания, наставления, нравоучения,а использовать подбадривания и поощрения.
Не сравнивайте учеников между собой, особенно если в школе учились или учатся старшие братья, сестры или родители учащихся. Не сравнивайте учеников между собой, особенно если в школе учились или учатся старшие братья, сестры или родители учащихся. Не делайте замечаний в форме выкриков, угроз, а используйте позитивную форму: подчеркнуть и отметить что-то оригинальное, интересное в работе учеников, и в дипломатической форме предложить свои услуги: «Давай сделаем вот так, потому что мой опыт говорит о том, что так будет более целесообразным. Я рада буду тебе помочь в твоей работе.» Не делайте замечаний в форме выкриков, угроз, а используйте позитивную форму: подчеркнуть и отметить что-то оригинальное, интересное в работе учеников, и в дипломатической форме предложить свои услуги: «Давай сделаем вот так, потому что мой опыт говорит о том, что так будет более целесообразным. Я рада буду тебе помочь в твоей работе.» Живите в ситуации «Здесь и сейчас». Не вспоминайте прошлых неудач, промахов, ошибок ученика, а думайте о позитивном будущем и ориентируйте ученика на успех. Живите в ситуации «Здесь и сейчас». Не вспоминайте прошлых неудач, промахов, ошибок ученика, а думайте о позитивном будущем и ориентируйте ученика на успех.
Что может помочь? игры (словесные, настольно- печатные,подвижные игры). игры (словесные, настольно- печатные,подвижные игры). упражнения (психогимнастические упражнения, физкультминутки.) упражнения (психогимнастические упражнения, физкультминутки.) элементы сказкотерапии (использование притч…) элементы сказкотерапии (использование притч…) использование на уроках чтения элементов куклотерапии (театрализованные представления). использование на уроках чтения элементов куклотерапии (театрализованные представления).
Выбор за тобой. « Это невозможно! – сказала Причина» « Это невозможно! – сказала Причина» «Это безрассудно! - заметил Опыт» «Это безрассудно! - заметил Опыт» «Это бесполезно! – сказала Гордость» «Это бесполезно! – сказала Гордость» «Попробуй …- шепнула Мечта». «Попробуй …- шепнула Мечта».