Зарождение классической музыкальной школы в России. М.И.Глинка Работа учителя музыки МБОУ СОШ 131 г.Екатеринбурга Беркович Т.Н.
Родоначальником и главой русской композиторской школы является Михаил Иванович Глинка, соединивший специфику русского фольклора с профессиональны- ми законами композиции.
М.И.Глинка родился в Смоленской губернии в усадьбе отца – селе Новоспасском в 1804 году.
Родители постарались дать сыну достойное образование. Он научился играть на скрипке и на фортепиано. Вскоре продолжить свое образование его отправили в Петербургский пансион.
Там он познакомился с прекрасными музыкантами-педагогами : Дж.Филдом и К.Цейнером. Именно они сформировали музыкальный вкус будущего композитора.
В этом же пансионе Михаил познакомился с Александром Пушкиным. Их дружба продлилась до самой смерти Пушкина.
После окончания пансиона Глинка продолжает музыкальное самообразование. Тогда же происходит его знакомство с Грибоедовым, Дельвигом и Жуковским.
Большое влияние на творчество Глинки оказала его поездка в Италию и Германию. Именно после нее начался «итальянский». период его творчества.
Именно в России происходит новый этап в творчестве- создание оперы по мотивам жизни крестьянина Ивана Сусанина(1836 г). Ее первый показ на сцене заканчивается триумфом.
Впервые в истории русской оперы Глинка построил музыкальную композицию на непрерывном музыкальном развитии без диалогов. Он насытил оперу массовыми хоровыми сценами, дал яркие характеристики героев и русского быта.
Сложные душевные переживания героя Глинка передал в предсмертной арии Сусанина. Опера «Жизнь за царя» послужила образцом историко- героической музыкальной трагедии.
Опера «Руслан и Людмила (1842 г.) написана по мотивам одноименной поэмы А.С.Пушкина. Она является образцом сказочно-эпической оперы.
Новизна оперы состояла: 1 В наличии сказочного сюжета; 2 В неторопливом повествовании с отступлениями от сюжета;
3. Разработка особых выразительных средств в музыке для фантастических персонажей - Черномора, волшебницы Наины, говорящей Головы.
Народные мелодии стали основой его симфонического творчества. В увертюре «Ночь в Мадриде», используя мелодию испанского танца, он рисует вольную и смелую жизнь Испании.
Еще одним ярким симфоническим произведением М.И. Глинки является «Вальс - фантазия».
Длительный процесс развития камерной вокальной музыки Глинка подытожил в романсе.
Глинка создавал вокальные мелодии, отличающиеся пластичностью и красотой. В его романсах всегда гармонично сочетаются музыка и текст. Таков романс « Я помню чудное мгновенье» ( 1840 г.) на стихи А.С.Пушкина. Это стихотворение поэт посвятил Анне Керн.
Три основных раздела отображают моменты лирического сюжета- встречу, разлуку и новую встречу. М.И.Глинка посвятил этот романс дочери А.Керн- Екатерине.
Скончался М.И.Глинка в Берлине в возрасте 52 лет
Значение творчества М.И.Глинки: Создал первую русскую национальную оперу.
Стоял у истоков композиторской и вокальной школы России. Композиторы кружка «Могучая кучка» считали его своим учителем.
Создал : Две оперы; Шесть симфонических произведений; Пять камерно- инструментальных произведений; Романсы.
Список использованных ресурсов: oca_thumb_l_mus oca_thumb_l_mus Автор шаблона -Пасечник Елена Аркадьевна, учитель истории МБОУ»СОШ6» г. Братска Иркутской область. Учебник по МХК для 10 класса Емохоновой Л.Г. ghttp:// g ё &n=33&h= &n=33&h=190
&n=33&h= &n=33&h= &n=33&h= &n=33&h= &n=33&h= &n=33&h= &n=33&h= &n=33&h= &n=33&h= &n=33&h= &n=33&h= &n=33&h= &n=33&h=190