ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ МОУ ООШ 3 ЯКИМЕНКО ЖАННЫ НИКОЛАЕВНЫ Особенности организации учебной деятельности учащихся на уроках музыки г. Советск 2009
Важнейшими задачами в воспитании современных школьников являются: сохранение преемственности поколений; развитие национальной культуры; воспитание бережного отношения к культурному наследию народов России; формирование у них важнейших качеств личности: толерантности и патриотизма. (из письма Минобразования РФ / 13 от «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении») Актуальность темы
Музыкальное образование вносит свой вклад в решение поставленных задач: Позволяет использовать разнообразные формы и методы работы с детьми в целях формирования интереса к культурному наследию своего Отечества; Способствует развитию духовных и нравственных качеств у школьников; Способствует индивидуализации обучения и воспитания школьников.
Важнейшие задачи на уроках музыки: Формирование музыкальной грамотности учащихся; Воспитание любви к творческому наследию народов России и мировой культуры; Возрождение традиций русской культуры; Формирование эстетических вкусов; Развитие художественных склонностей и задатков учащихся.
Формы и методы работы: Принципы работы: Дифференцированный подход к обучению школьников; Творческие задания на уроках в условиях индивидуализации обучения; Активные методы обучения Сотрудничество Слушаем друг друга Позитивная критика Особенности организации учебной деятельности на уроках
Приёмы активных методов обучения Ролевые игры; Видеоматериалы; Интеграционные танцы; Дидактические игры; Работа в малых группах; Использование личного опыта учащихся; Презентация результатов деятельности.
Виды деятельности учащихся на музыкальных занятиях: Составление музыкальных кроссвордов; Письменные сообщения о творчестве композиторов; Инсценировки музыкальных произведений; Поиск стихотворений к музыкальному произведению.
«Я рисую музыку» Филатова Ксения, 1 класс. «Щелкунчик» П.И. Чайковского Щербакова Даша, 2 класс. «Русская плясовая» Рисунок как средство восприятия музыки
«Я рисую музыку» Назарова Вика, 5 класс. «Времена года» П.И. Чайковский Клапоцкий Кирилл, 4 класс, кантата С.Прокофьева «Александр Нвский» Рисунок как средство восприятия музыки
«Мёртвое поле» Составление музыкальных синквейнов «Грустная. Печальная. Спокойная. Сидит. Плачет. Грустит. Сострадание. Жалость. Соло.». Фёдоров Олег, 4-й класс.
Варсеев Алексей, 5 класс Сочиняем стихи к музыкальному произведению «Над рекой, на ветке Пел песню соловей. Он трелью заливается И всё вокруг поёт: Леса, поля и рощица, И даже василёк». «На уроке музыки Мы пели песни в лад. И наш учитель весело Смотрел на всех ребят. Мы так сорвали голоса, Что еле говоря, Пошли писать на русский Ля-ля -ля, ля-ля -ля»
Хрипункова Анна, 7 класс. Сочинение колыбельных для своих мам: «Спи, мамуля, сладким сном, Я на ключ закрыла дом. И никто к нам не придёт, Чтоб нарушить твой покой»
заключительные уроки-концерты Дидактические игры, заключительные уроки-концерты
Признание творчества воспитанников
Участники занятий получают опыт: Участия в индивидуальной и групповой творческой работе; Планирования деятельности; Участия в устной презентации; Рефлексии собственной деятельности.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ; РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ; РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ; Ожидаемые результаты:
РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ; СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ; УГЛУБЛЕНИЕ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Ожидаемые результаты:
РАСШИРЕНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ; ЭФФЕКТИВНОЕ УСВОЕНИЕ ШКОЛЬНИКАМИ МАТЕРИАЛА УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН (ЛИТЕРАТУРА, ИСТОРИЯ); РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И УМЕНИЯ ПРИНИМАТЬ НЕОРДИНАРНЫЕ РЕШЕНИЯ Ожидаемые результаты:
Используемая литература: Богатырёв П.Г. Устное народное поэтическое творчество - М: Учпедгиз, Давыдова М., Агапова И., Праздники в школе: сценарии, конкурсы, викторины- М:Айрис пресс Рольф, 1983 Затямина Т.А. Современный урок музыки. Методика, конструирования, сценарии поведения, тестовый контроль\Учебно – методическое пособие\ - М: «Глобус», 2007 Елисеева А.В. Путешествие в мир музыки\Учебно - методическое пособие к урокам музыки, 1-3 кл.\-Москва, 1997 Исаева Л.А. Литература и изобразительное искусство на уроках музыки - Саратов: Издательство Саратовского педагогического института, 1999 Критская Е.Д., Сергеева Г.Г., Шмагина Т.С. Музыка. Методическое пособие для 1-4 кл. – Москва:Просвещение, Методические рекомендации к уроку музыки в общеобразовательной школе – М, 1971 Смолина Е.А. Четырнадцать нестандартных моделей детского досуга- Волгоград, 2001 г. Тарасов И. Музыка в семье – Ленинград, 1985.