Литература Ставрополья и Северного Кавказа на уроках литературы и во внеурочной деятельности. Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ СОШ 10 с. Вознесеновское Апанасенковского района Филь Таисии Дмитриевны
Цель изучения курса - привитие любви к своей малой родине
Задачи: Задачи: показать актуальность изучения регионального компонента на уроках литературы и во внеурочной деятельности; показать актуальность изучения регионального компонента на уроках литературы и во внеурочной деятельности; сформировать у учащихся представления о взаимосвязи литературного процесса на Ставрополье с общероссийской культурой; сформировать у учащихся представления о взаимосвязи литературного процесса на Ставрополье с общероссийской культурой; пополнить «методическую копилку» учителей – предметников по региональному компоненту. пополнить «методическую копилку» учителей – предметников по региональному компоненту.
Очагом культуры на Северном Кавказе в XIX веке была Ставропольская мужская гимназия, где учились просветители горских народов: А.Г. Кешев, Очагом культуры на Северном Кавказе в XIX веке была Ставропольская мужская гимназия, где учились просветители горских народов: А.Г. Кешев, К.Л. Хетагуров, И.А. Хубиев и другие. К.Л. Хетагуров, И.А. Хубиев и другие. На весь мир известны в настоящее время поэты и прозаики XX века, родившиеся на Ставрополье: А.И. Солженицын, На весь мир известны в настоящее время поэты и прозаики XX века, родившиеся на Ставрополье: А.И. Солженицын, В. А. Ащеулов, А. Е. Екимцев, А.Т. Губин, И. В. Кашпуров, В. Гнеушев, М. Усов… В. А. Ащеулов, А. Е. Екимцев, А.Т. Губин, И. В. Кашпуров, В. Гнеушев, М. Усов…
Мой опыт… Чаще всего краеведение включается в уроки по изучению жизни и творчества писателя, чье имя связано с пребыванием на Кавказе или созданием произведений об этом регионе. Чаще всего краеведение включается в уроки по изучению жизни и творчества писателя, чье имя связано с пребыванием на Кавказе или созданием произведений об этом регионе. Открытый урок литературы на тему «Родина Открытый урок литературы на тему «Родина в жизни и в творчестве М. Ю. Лермонтова». в жизни и в творчестве М. Ю. Лермонтова». Учитель РЯ и Л Филь Т. Д. Учитель РЯ и Л Филь Т. Д.
Темы уроков самостоятельного чтения « Ставропольские поэты о Родине». « Ставропольские поэты о Родине». « Тема Великой Отечественной « Тема Великой Отечественной войны в творчестве войны в творчестве ставропольских поэтов и ставропольских поэтов и писателей». писателей». « Эпоха тоталитаризма в « Эпоха тоталитаризма в рассказе А. И. Солженицына рассказе А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». «Один день Ивана Денисовича». «Поэзия А. Е. Екимцева и УНТ». «Поэзия А. Е. Екимцева и УНТ».
« Христианские мотивы в творчестве ставропольских поэтов». «Тема природы в творчестве поэтов Ставрополья». «Тема семьи и отчего дома в творчестве поэтов Ставрополья». «Степан Тесля – наш поэт-земляк». « Христианские мотивы в творчестве ставропольских поэтов». «Тема природы в творчестве поэтов Ставрополья». «Тема семьи и отчего дома в творчестве поэтов Ставрополья». «Степан Тесля – наш поэт-земляк».
Виды деятельности при изучении регионального компонента: библиографический урок; библиографический урок; обзор произведений о ВОВ; обзор произведений о ВОВ; конкурс на лучшего чтеца стихотворений поэтов Ставрополья; конкурс на лучшего чтеца стихотворений поэтов Ставрополья; составление отзыва о прочитанном произведении, составление отзыва о прочитанном произведении, литературно – музыкальная композиция; литературно – музыкальная композиция; урок – встреча; урок – встреча; переписка с поэтом – земляком; переписка с поэтом – земляком; работа над творческим проектом; работа над творческим проектом; создание творческих работ; создание творческих работ; викторина; викторина;
Календарно – тематическое планирование /Фрагмент/ Тема программы Тема регионального компонента Самостоятельное чтение Фольклор. Русские народные сказки Сказки народов Северного Кавказа Осетинские, балкарские, карачаевские сказки Басни И. А. Крылова Басни ставропольских авторов. И. Романов. В. Муль Басни авторов Ставрополья и Северного Кавказа Русские поэты и прозаики ХХ века о Великой Отечественной войне. Произведения поэтов и прозаиков Ставрополья и Северного Кавказа о ВОВ А. Екимцев "Фронт под облаками" Тема семьи в произведениях русских писателей. В.Г. Короленко. В.П. Астафьев. Тема семьи и детства в произведениях ставропольских писателей Г. Андропова "Парень с улицы". В. Колесников "Поля, полные перепелов"
Внеурочная деятельность Конкурсы на лучшего чтеца стихотворений. Конкурсы на лучшего чтеца стихотворений. Экскурсии по литературным местам России. Экскурсии по литературным местам России. Литературные встречи, посвящённые поэтам-землякам. Литературные встречи, посвящённые поэтам-землякам. Операция «Поиск». Литературные страницы Апанасенковья. Операция «Поиск». Литературные страницы Апанасенковья. Создание рукописного сборника Создание рукописного сборника «Стихи пишем сами». «Стихи пишем сами». Школьные тематические вечера, посвящённые ставропольским поэтам. Школьные тематические вечера, посвящённые ставропольским поэтам.
Результативность Изучение регионального компонента в школе даёт устойчивые положительные результаты во многих направлениях учебно- воспитательной работы: Изучение регионального компонента в школе даёт устойчивые положительные результаты во многих направлениях учебно- воспитательной работы: - повышает качество знаний школьников; - повышает качество знаний школьников; - способствует интеллектуальному развитию учащихся; - способствует интеллектуальному развитию учащихся; - содействует патриотическому - содействует патриотическому воспитанию воспитанию обучающихся. обучающихся.
В работе использую: Региональный учебник для 5 – 8 классов Региональный учебник для 5 – 8 классов общеобразовательных учреждений общеобразовательных учреждений «Литературное краеведение Ставрополья » «Литературное краеведение Ставрополья » Е.И. Яковкина «Змечательные Е.И. Яковкина «Змечательные люди на КМВ». люди на КМВ». «Литературные страницы» «Литературные страницы» в периодической печати. в периодической печати. Журнал «Литературное Ставрополье» Журнал «Литературное Ставрополье»
1 Книга Памяти «Подвиг народный». Книга Памяти «Подвиг народный». Хрестоиатия «Литература Ставро- Хрестоиатия «Литература Ставро- полья». полья». Материалы сайтов школ. Материалы сайтов школ. Произведения ставропольских Произведения ставропольских писателей. писателей.
Распространение опыта Распространение опыта Опыт работы будет представлен на сайте школы, что обеспечит доступность всем заинтересованным лицам. Опыт работы будет представлен на сайте школы, что обеспечит доступность всем заинтересованным лицам. Обновление созданных материалов, их пополнение в плане использования ИКТ новыми формами, методами, приёмами. Обновление созданных материалов, их пополнение в плане использования ИКТ новыми формами, методами, приёмами. Активизация деятельности школ по популяризации творчества лучших мастеров слова за счёт распространения опыта. Активизация деятельности школ по популяризации творчества лучших мастеров слова за счёт распространения опыта. Разработка электронных уроков с методическим цифровым сопровождением. Разработка электронных уроков с методическим цифровым сопровождением.
Мой педагогический портрет Дата рождения: г. Образование: высшее, СГПИ, 1973 г. Специальность: учитель русского языка и литературы. Стаж работы: 35 лет. Повышение квалификации:СКИПКРО, 2008 г.
Благодарю за внимание