Современные подходы к организации образовательной деятельности детей в детском саду Подготовила: Кузнецова Екатерина Валерьевна Заместитель заведующего по ВМР МБДОУ «Детский сад 1» г.Нефтеюганск
Цель: Повысить теоретические и практические знания педагогов, необходимые при организации образовательного процесса в соответствии с новыми требованиями. Участники: Педагоги ДОУ (специалисты и воспитатели) На основании данного материала, разработана подробная памятка для педагогов. Материал будет полезен воспитателям, методистам и специалистам дошкольных образовательных учреждений. Семинар разработан по запросам педагогов, для организации образовательного процесса в соответствии с новыми требованиями. Цель: Повысить теоретические и практические знания педагогов, необходимые при организации образовательного процесса в соответствии с новыми требованиями. Участники: Педагоги ДОУ (специалисты и воспитатели) На основании данного материала, разработана подробная памятка для педагогов. Материал будет полезен воспитателям, методистам и специалистам дошкольных образовательных учреждений. Семинар разработан по запросам педагогов, для организации образовательного процесса в соответствии с новыми требованиями.
Нормативно-правовые документы нового поколения. Приказ Минобрнауки России от Сан ПиН «Изменение 1 к Сан ПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от , вносит изменение в Сан ПиН , утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от , а именно слово «занятие» заменяется словами «непосредственно образовательная деятельность». Нормативно-правовые документы нового поколения. Приказ Минобрнауки России от Сан ПиН «Изменение 1 к Сан ПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от , вносит изменение в Сан ПиН , утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от , а именно слово «занятие» заменяется словами «непосредственно образовательная деятельность».
Принципиальные отличия модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ от «старой» модели: 1. Исключение учебного блока(!!!! Но не процесса обучения) 2. Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей не только в процессе образовательной деятельности, но и НОД, не связанной с одновременным проведением режимных моментов. 3. Изменение объема и содержания понятия «НОД» 4. Изменения содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков. Принципиальные отличия модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ от «старой» модели: 1. Исключение учебного блока(!!!! Но не процесса обучения) 2. Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей не только в процессе образовательной деятельности, но и НОД, не связанной с одновременным проведением режимных моментов. 3. Изменение объема и содержания понятия «НОД» 4. Изменения содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков.
«Совместная деятельность взрослого и детей» - деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками. «Совместная деятельность взрослого и детей» - деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками.
Основные тезисы организации партнёрской деятельности взрослого с детьми: – включать воспитателя в деятельность наравне с детьми; –добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения): –свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); –открытый временной конец деятельности (каждый работает в своём темпе); –основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра. Основные тезисы организации партнёрской деятельности взрослого с детьми: – включать воспитателя в деятельность наравне с детьми; –добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения): –свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); –открытый временной конец деятельности (каждый работает в своём темпе); –основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра.
«Самостоятельная деятельность детей» 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно- развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.). «Самостоятельная деятельность детей» 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно- развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
Технология деятельностного подхода (структура занятий ) Введение в игровую ситуацию Мотивация, актуализация знаний Постановка проблемы затруднения Выход из Применение нового знания на практике Систематизация знаний Рефлексия детской деятельности Используемая технология
1. Введение в игровую ситуацию (Ведущая деятельность дошкольника – игра. И мы будем играть) Создание игровой ситуации (игрового момента). Психологический настрой: приветствие, установление зрительного, тактильного контактов. 2.Мотивация, актуализация знаний, представлений Формирование представлений о предстоящей деятельности. (Игровая ситуация должна быть непосредственно связана с темой занятия: чему нужно научить детей). 3. Постановка проблемы. Затруднение в игровой ситуации. Знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности. Придание личностной значимости предстоящей деятельности. (Дети фиксируют в речи, что дальше играть не получается, т.к. что-то невозможно сделать). 1. Введение в игровую ситуацию (Ведущая деятельность дошкольника – игра. И мы будем играть) Создание игровой ситуации (игрового момента). Психологический настрой: приветствие, установление зрительного, тактильного контактов. 2.Мотивация, актуализация знаний, представлений Формирование представлений о предстоящей деятельности. (Игровая ситуация должна быть непосредственно связана с темой занятия: чему нужно научить детей). 3. Постановка проблемы. Затруднение в игровой ситуации. Знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности. Придание личностной значимости предстоящей деятельности. (Дети фиксируют в речи, что дальше играть не получается, т.к. что-то невозможно сделать). Единая технология построения занятий – проблемный диалог
Для создания проблемной ситуации, можно использовать мотивационные ситуации типа: достань подарок (например, заранее приготовленные подарки находятся «под замками»; на оборотной стороне нарисованных замков – задания, которые надо выполнить); помоги герою; решение бытовых вопросов; путешествие (важно никого не «потерять», обращаем внимание на взаимопомощь); соревнование (только для 56-летних детей, зачет командный, обращаем внимание на взаимопомощь).
4. Поиск выхода из затруднительной ситуации (Что будем делать? С помощью чего? Чего не хватает? Что надо сделать? Как будем делать? ) Введение новой информации педагогом для решения проблемы. Педагог предлагает несколько видов деятельности, приемов, материалов для решения проблемной ситуации. Рассказывание, объяснение, подведение детей к разрешению ситуации. 5. Самостоятельное применение нового на практике. Либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений. (выполнение работы). Овладение способами действия, применение умений и навыков. Организация практической деятельности, оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки (индивидуально – дифференцированный подход). Организация взаимодействия в достижения результата. 4. Поиск выхода из затруднительной ситуации (Что будем делать? С помощью чего? Чего не хватает? Что надо сделать? Как будем делать? ) Введение новой информации педагогом для решения проблемы. Педагог предлагает несколько видов деятельности, приемов, материалов для решения проблемной ситуации. Рассказывание, объяснение, подведение детей к разрешению ситуации. 5. Самостоятельное применение нового на практике. Либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений. (выполнение работы). Овладение способами действия, применение умений и навыков. Организация практической деятельности, оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки (индивидуально – дифференцированный подход). Организация взаимодействия в достижения результата.
6. Итог занятия. Систематизация знаний. Как решали проблему? С помощью чего? Что нового узнали? Где это знание пригодится? 7. Рефлексия. Формирование элементарных навыков самоконтроля. Проверка полученных результатов Исправление возможных ошибок Самопроверка (возможна с помощью взрослого), по образцу. 6. Итог занятия. Систематизация знаний. Как решали проблему? С помощью чего? Что нового узнали? Где это знание пригодится? 7. Рефлексия. Формирование элементарных навыков самоконтроля. Проверка полученных результатов Исправление возможных ошибок Самопроверка (возможна с помощью взрослого), по образцу.
ТАКИМ ОБРАЗОМ Занятие – это занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности ТАКИМ ОБРАЗОМ Занятие – это занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности Занимательное дело основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких таких деятельностях – интеграции различных детских деятельностей), осуществляемых совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей). Реализация ЗАНЯТИЯ как дидактической формы учебной деятельности возможно только в старшем дошкольном возрасте. Занимательное дело основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких таких деятельностях – интеграции различных детских деятельностей), осуществляемых совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей). Реализация ЗАНЯТИЯ как дидактической формы учебной деятельности возможно только в старшем дошкольном возрасте.
«Как сделать так, чтобы дети присвоили знания и умения!!!!» В работе с дошкольниками не могут быть использованы произвольное запоминание и выучивание Знания и умения могут быть присвоены детьми только в результате их постоянного применения Игра – способ применения знаний «Как сделать так, чтобы дети присвоили знания и умения!!!!» В работе с дошкольниками не могут быть использованы произвольное запоминание и выучивание Знания и умения могут быть присвоены детьми только в результате их постоянного применения Игра – способ применения знаний
1. Акцент с ЗУН переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» … 2. Решать поставленные цели и задачи предлагается максимально приближаясь к разумному «минимуму», т. е. не за счёт «раздувания» сетки занятий, а с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом интеграции образовательных областей; Смещён акцент с занятий, знания даются посредством совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей 1. Акцент с ЗУН переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» … 2. Решать поставленные цели и задачи предлагается максимально приближаясь к разумному «минимуму», т. е. не за счёт «раздувания» сетки занятий, а с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом интеграции образовательных областей; Смещён акцент с занятий, знания даются посредством совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей
Правильно организованная деятельность позволяет реализовать современные образовательные цели: Обеспечивает включение детей в деятельность; Создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода; Обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний. Обеспечивает включение детей в деятельность; Создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода; Обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний.
Список источников: Сайт Образовательной системы "Школа 2100" Проект федерального закона "Об образовании"//Российская газета Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. М., 1991.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!