Лекция. Я.А.Коменский – основоположник педагогической науки.
План: 1. Жизнь и педагогическая деятельность Я.А.Коменского. 2. Основополагающие принципы построения педагогической системы Я.А.Коменского. 3. Основные структурные элементы педагогической системы Я.А.Коменского (принципы, типы образовательных учреждений и формы работы). 4. Значение педагогической системы Я.А.Коменского для педагогической науки. 1. Жизнь и педагогическая деятельность Я.А.Коменского. 2. Основополагающие принципы построения педагогической системы Я.А.Коменского. 3. Основные структурные элементы педагогической системы Я.А.Коменского (принципы, типы образовательных учреждений и формы работы). 4. Значение педагогической системы Я.А.Коменского для педагогической науки. 1. Жизнь и педагогическая деятельность Я.А.Коменского. 2. Основополагающие принципы построения педагогической системы Я.А.Коменского. 3. Основные структурные элементы педагогической системы Я.А.Коменского (принципы, типы образовательных учреждений и формы работы). 4. Значение педагогической системы Я.А.Коменского для педагогической науки. 5. Практическое занятие. 5. Практическое занятие. 6. Самоконтроль. 6. Самоконтроль.
1. Жизнь и педагогическая деятельность Я.А.Коменского. Ян Амос Коменский ( ). латинская школа Здание университета в Гейдельберге
1. Жизнь и педагогическая деятельность Я.А.Коменского. В Польше он завершает работу над самым замечательным трудом «Великая дидактика» (1632). Здесь же выходит первая в мире книга для родителей «Материнская школа». «Великая дидактика»«Материнская школа».«Великая дидактика»«Материнская школа».
1. Жизнь и педагогическая деятельность Я.А.Коменского. В Венгрии ученый издает ряд сочинений, в том числе «Мир чувственных вещей в картинках». «Мир чувственных вещей в картинках».«Мир чувственных вещей в картинках». Страница из книги «Мир чувственных вещей в картинках»
1. Жизнь и педагогическая деятельность Я.А.Коменского. « В 1666 г. выходит в свет часть «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих» – главный труд Я.А. Коменского. «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих» «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих» Рисунок из книги «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» г. Амстердам
2. Основополагающие принципы построения педагогической системы Я.А.Коменского. Пансофия Пансофия. Пансофия Пансофия (обучение всех всему)
2. Основополагающие принципы построения педагогической системы Я.А.Коменского. Троякая цель воспитания: 1) научное образование; 2) добродетель или нравственность; 3) религиозность или благочестие. 1) научное образование; 2) добродетель или нравственность; 3) религиозность или благочестие.
2. Основополагающие принципы построения педагогической системы Я.А.Коменского. Принцип природосообразности Принцип природосообразности. Принцип природосообразности
2. Основополагающие принципы построения педагогической системы Я.А.Коменского. В теории познания Коменский сенсуалист. сенсуалист
2. Основополагающие принципы построения педагогической системы Я.А.Коменского. На основе идей пансофии, природосообразности, сенсуализма Коменский выстраивает свою педагогическую систему.
3. Основные структурные элементы педагогической системы Я.А. Коменского. До 6 лет – для детства – материнская школа лет – для отрочества – школа родного языка лет – для юношества – латинская школа (гимназия) года – академия – для зрелости. В основу образовательной периодизации заложен принцип учета возрастных особенностей человека.
3. Основные структурные элементы педагогической системы Я.А. Коменского. Коменского и волновали вопросы как учить? Позже получившие наименования принципов. 1. Принцип наглядности («Золотое правило дидактики»). 2. Принцип сознательности. 3. Систематичности обучения. 4. Последовательности в обучении. 5. Посильности в обучении. 6.Прочности.
3. Основные структурные элементы педагогической системы Я.А. Коменского. Классно-урочная система Все ученики согласно возрасту разделяются на классы и учитель ведет занятия одновременно со всеми. Урок должен иметь цель и быть структурно–организованным, т.е. делиться на этапы. Вводится регулярная проверка знаний, в конце года ученики держат экзамен. Для каждого класса и предмета есть учебники.
4. Значение педагогической системы Я.А.Коменского для педагогической науки. Достижения Коменского: 1. Наметил стройную систему всеобщего образования. 2. Поставил вопрос об общенациональной школе. 3. Ввел плановость школьного дела. 4. Определил соответствие ступеней образования возрасту человека. 4. Определил соответствие ступеней образования возрасту человека. 5. Обосновал обучение на родном языке. 6. Указал на необходимость сочетания гуманистарного и научно-технического общего образования. 6. Указал на необходимость сочетания гуманистарного и научно-технического общего образования. 7. Разработал классно-урочную систему обучения.
5. Практическое задание. Групповая работа. 1 группа доказывает, что индивидуально- групповая форма обучения является более предпочтительной для педагогического процесса. 2 группа приводит доводы в пользу перспективности классно-урочной формы обучения для образования и воспитания.
Список дополнительных источников информации. Джуринский А.Н. Педагогика: история пед. идей. Учеб. пособие для высшей школы. М., Джуринский А.Н. Педагогика: история пед. идей. Учеб. пособие для высшей школы. М., История педагогики. В 2-х ч. Учеб. Пособие для пед. вузов. Ч. 2 / Под ред. А.И. Пискунова. М., История педагогики. В 2-х ч. Учеб. Пособие для пед. вузов. Ч. 2 / Под ред. А.И. Пискунова. М., История педагогики. В 2-х ч. Учеб. Пособие для пед. вузов. 2-е изд. и доп. М., История педагогики. В 2-х ч. Учеб. Пособие для пед. вузов. 2-е изд. и доп. М., Духавнева А.В., Столяренко Л.Д. История зарубежной педагогики и философия образования. Для студ. вузов. Рн/Д., Духавнева А.В., Столяренко Л.Д. История зарубежной педагогики и философия образования. Для студ. вузов. Рн/Д., История педагогики в России: Хрестоматия: Для студентов гуманист. Ф-тов высш. учеб. заведений / Сост. С.Ф.Егоров. М., Академия, История педагогики в России: Хрестоматия: Для студентов гуманист. Ф-тов высш. учеб. заведений / Сост. С.Ф.Егоров. М., Академия, Чапаев Н.К. Введение в курс «Философия и Чапаев Н.К. Введение в курс «Философия и история образования» история образования»
Глоссарий. 1.«Великая дидактика» – самое известное произведение Я.А.Коменского об искусстве воспитания (1632)..«Великая дидактика».«Великая дидактика» 2.«Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» – капитальный труд, в котором Коменский дал план реформы человеческого общества..«Всеобщий совет об исправлении дел человеческих».«Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» 3.«Материнская школа» – первое в истории человечества руководство для семейного воспитания (1632)..«Материнская школа».«Материнская школа» 4.«Мир чувственных вещей в картинках» – первый в истории иллюстрированный учебник, в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов (1650)..«Мир чувственных вещей в картинках».«Мир чувственных вещей в картинках» 5. Пансофия – энциклопедия всех основных сведений о реальном мире в сочетании с изложением христианского вероучения. Пансофия 6. Природосообразность – предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий. Природосообразность 7. Сенсуализм – (от лат. sensus – восприятие, чувство, ощущение) – направление в согласно которому 7. Сенсуализм – (от лат. sensus – восприятие, чувство, ощущение) – направление в теории познания, согласно которому Сенсуализмлат.Сенсуализмлат.теории познания ощущения и восприятие – основная и главная форма ощущения и восприятие – основная и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. достоверного познания. Противостоит рационализму.рационализму
6. Самоконтроль. 1. Выберите номер правильного варианта ответа. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА ПОЯВЛЯЕТСЯ В А). XV в. Б). XVI в. В). XVII в. Г) XVIII в. Д). XIX в.
6. Самоконтроль. 2. Выберите номер правильного варианта ответа. КЛАССНО-УРОЧНУЮ СИСТЕМУ РАЗРАБОТАЛ А). В. Мономах. Б). Р. Декарт. В). М. Монтессори. Г). Дж. Дьюи Д). Я.А. Коменский.
6. Самоконтроль. 3. Выберите номер правильного варианта ответа. КАК У Я.А.КОМЕНСКОГО БЫЛА СФОРМУЛИРОВАНА ТРОЯКАЯ ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ А). Умственное, нравственное, физическое воспитание в их единстве. Б). Развитие ума, сердца, воли. В).Развитие интеллекта, физическое самосовершенствование, нравственная добродетель. Г).Целенаправленное социально-нравственное и физическое воспитание, сочетаемые с общей элементарной подготовкой воспитанников к школе. Д).Научное образование, добродетель или нравственность, религиозность или благочестие.
6. Самоконтроль. 4. Выберите номер правильного варианта ответа. КАКОЙ ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ ИЗВЕСТЕН ПОД НАЗВАНИЕМ «ЗОЛОТОГО ПРАВИЛА ДИДАКТИКИ»? А). Сознательности. Б). Наглядности. В). Прочности. Г). Системности. Д). Систематичности.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Информация об авторе. © Потепалов Д.В. Ст. преп. кафедры профессиональной педагогики, Рос. гос. проф-пед. ун-та. Екатеринбург, Машиностроителей, 11, ауд , тел. раб Сайт: