Профессионально- ориентационная деятельность классного руководителя в условиях профильного обучения Николаева Ирина Вадимовна, заместитель директора по научно-методической работе МОУ «Лицей 1 им. Н. К. Крупской»
Какие качества необходимо развивать у учащихся? Интерес к самому себе. (Кто я? Какой Я? Чего я хочу? Что я могу? Что я для этого умею?) Интерес к самому себе. (Кто я? Какой Я? Чего я хочу? Что я могу? Что я для этого умею?) Самопризнание себя как личности (формирование адекватной самооценки, самоуважение, уверенность в своих силах, собственной успешности). Самопризнание себя как личности (формирование адекватной самооценки, самоуважение, уверенность в своих силах, собственной успешности). Управление самим собой (умение управлять собой осознанно, а не бездумно подчиняться приказу). Управление самим собой (умение управлять собой осознанно, а не бездумно подчиняться приказу). Уважение чужого мнения (культура общения, развитие коммуникативных умений). Уважение чужого мнения (культура общения, развитие коммуникативных умений). Любознательность и вовлеченность в деятельность. Любознательность и вовлеченность в деятельность. Эмоциональная устойчивость (развитие положительных эмоций, умения управлять ими). Эмоциональная устойчивость (развитие положительных эмоций, умения управлять ими). Мотивация действий, поступков. Мотивация действий, поступков.
Этапы профессионального самоопределения И.О. Кона Первый детская игра. Первый детская игра. Второй подростковая фантазия. Второй подростковая фантазия. Третий предварительный выбор профессии. Третий предварительный выбор профессии. Четвертый практическое принятие решения. Четвертый практическое принятие решения.
Аспекты профессиональной ориентации социальные, социальные, экономические, экономические, психолого-педагогические, психолого-педагогические, медико-физиологические. медико-физиологические.
Концепция системы профессиональной ориентации школьников C. Н. Чистяковой знания о себе самом (образ «Я»); знания о себе самом (образ «Я»); информация о мире профессионального труда; информация о мире профессионального труда; осуществление профессиональных проб. осуществление профессиональных проб.
В системе профориентационной работы в школе классный руководитель является центральной фигурой. Классный руководитель может реально помочь школьнику составить объективный образ собственного «Я».
Методика развивающей психологической диагностики охватывает сферы психофизическую, психофизическую, мотивационную, мотивационную, характерологическую, характерологическую, эмоционально-волевую, эмоционально-волевую, интеллектуальную, интеллектуальную, социально-психологическую. социально-психологическую.
Задачи профориентационной работы: оказывать помощь школьникам в самопознании; оказывать помощь школьникам в самопознании; осуществлять психологическую подготовку учащихся к труду; осуществлять психологическую подготовку учащихся к труду; участвовать в организации общественно полезного и производительного труда; участвовать в организации общественно полезного и производительного труда; изучать личность школьника, его профессиональные интересы, намерения, возможности, способности; изучать личность школьника, его профессиональные интересы, намерения, возможности, способности; устанавливать и поддерживать контакты с организациями и учреждениями, осуществляющими профориентацию учащихся (УПК, предприятия, внешкольные учреждения и т.п.); устанавливать и поддерживать контакты с организациями и учреждениями, осуществляющими профориентацию учащихся (УПК, предприятия, внешкольные учреждения и т.п.); проводить работу с родителями учащихся; проводить работу с родителями учащихся; координировать действия учителей, работающих в классе. координировать действия учителей, работающих в классе.
В лицее 1 им. Н. К. Крупской деятельность классного руководителя по подготовке учащихся к сознательному выбору профессии Беседы на темы: «Что значит правильно выбрать профессию?», «Здоровье и выбор профессии», «Выбор профессии в условиях рынка» и др. Беседы на темы: «Что значит правильно выбрать профессию?», «Здоровье и выбор профессии», «Выбор профессии в условиях рынка» и др. Встречи с представителями различных профессий, экскурсии на производство. Встречи с представителями различных профессий, экскурсии на производство. Экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные заведения. Экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные заведения. Включение каждого школьника в сферу, способствующую развитию интересов и склонностей. Включение каждого школьника в сферу, способствующую развитию интересов и склонностей. Организация общественно полезного труда школьника как проба сил для выбора будущей профессии. Организация общественно полезного труда школьника как проба сил для выбора будущей профессии. Оформление на каждого учащегося портфолио. Оформление на каждого учащегося портфолио. Выступления на родительских собраниях. Выступления на родительских собраниях. Координация деятельности учителей, работающих в классе, психологов и других специалистов. Координация деятельности учителей, работающих в классе, психологов и других специалистов.
Школьник является не только объектом профориентационной деятельности, но одновременно и субъектом. Целесообразно составлять планы подготовки к выбору профессии каждому старшекласснику.
Переход школ на профильное обучение Содействует процессу самоопределения старшеклассников в плане построения долгосрочных жизненных планов, помогает им в их взрослении, в выборе и освоении основ знаний по профессии Корректирует направленность интересов учащихся, ориентирует молодых людей на максимальное познание своих способностей, возможностей, ресурсов, а также потенциалов и ограничений их развития и применения Стимулирует активность молодых людей в плане ориентации на рынке труда Является экономически выгодным вложением государственных финансовых средств в образование и профессиональную квалификацию граждан.
Роль классного руководителя в выборе профиля обучения и профессии 1. Никакой роли не играет, это личный выбор ученика, отговаривая от моего выбора, только утверждает мой выбор – % 1. Никакой роли не играет, это личный выбор ученика, отговаривая от моего выбора, только утверждает мой выбор – 44 % 2. Играет очень важную роль, должен направлять, давать советы, оказывать поддержку, зная меня со стороны, может дать полезный совет, пообщаться с родителями – % 2. Играет очень важную роль, должен направлять, давать советы, оказывать поддержку, зная меня со стороны, может дать полезный совет, пообщаться с родителями – 56 %
Функции классного руководителя при осуществлении предпрофильной подготовки КЛ. РУК. Управленец Учитель ПсихотерапевтВоспитатель Проф ориентатор
Оказывают ли родители влияние на ваше решение получить ту или иную профессию, выбрать тот или иной профиль обучения? Да, мы совместно решаем этот вопрос – 62 % Да, мы совместно решаем этот вопрос – 62 % Нет, я самостоятельно принимаю решение – 35 % Нет, я самостоятельно принимаю решение – 35 % Затрудняюсь ответить – 3 % Затрудняюсь ответить – 3 % Совпадает ли ваш выбор с мнением родителей? Да – 48 % Да – 48 % Нет – 35 % Нет – 35 % Затрудняюсь ответить – 17 % Затрудняюсь ответить – 17 %
Проблема «кем быть» не решается школьниками даже к концу 11-го класса.
Модель психолого-педагогического сопровождения Профориентация Диагностика Сбор информации Анализ данных Обратная связь, информационное обеспечение стихийная организованная интеллект интересы личность межличностные отношения ученик родитель педагог психолог