Ноябрьск 2010 Учитель начальных классов Лабоскина Елена Аркадьевна
Низкий уровень сформированности ОУУН; Особенно низкий уровень чтения (синтетического, с пометками, просмотрового, изучающего, работа с информацией особенно в неявном виде - таблицы, схемы, умение встать на какую-либо точку зрения). Проблемы содержания российского образования
Во-первых, с приходом детей в 1 класс исчезает деятельность слушания книг Во-вторых, в семье и детском саду посредником между художественным произведением и ребенком выступал взрослый читатель, а с приходом в школу эта связь нарушается; В-третьих, несформированность навыка чтения у шестилеток тормозит процесс самостоятельного общения с книгой; В-четвертых, на уроках обучения грамоте отрабатывается навык чтения, а слушание и работа с детской книгой отодвигается на второй план или не проводится вовсе.
Моделирование как один из методов развития начитанности Дифференциация –литературное развитие каждого ученика на уровне его возможностей; Использование проблемных вопросов, творческих заданий, кроссвордов; Использование нетрадиционных форм урока
Учитывает возрастные особенности и обеспечивает смену деятельности; Позволяет включить каждого ребенка в активную читательскую деятельность; Предоставляет каждому ученику возможность работать в соответствии со своими возможностями; Создает игровую ситуацию при овладении читательскими умениями.
Объект-процесс моделирования на уроках литературного чтения Предмет - моделирование как средство повышения уровня восприятия художественного произведения. Цель работы – доказать, что использование моделирования на уроках литературного чтения повысит уровень восприятия художественного произведения младшими школьниками и тем самым послужит стимулом к развитию интереса к чтению
Изучить методическую, педагогическую и психологическую литературу по данной теме. познакомиться с разными способами использования приема графического моделирования в современных курсах литературного чтения; выявить типы графических моделей; изучить обучающие возможности образного и аналитического типов графических моделей, учебных иллюстраций; Экспериментально проверить эффективность моделирования в работе над художественным произведением. оформить материалы для устной презентации с обоснованием того, что данный приём решает проблему
Гипотеза заключается в следующем: Моделирование как вид знаково-символической деятельности определяет успешность обучения Методы исследования: констатирующий срез, формирующий эксперимент, анализ работ учеников, наблюдение, беседа с учителями, учениками.
Позволяет включить каждого ребенка в активную читательскую деятельность Представить каждому ученику возможность работать в соответствии со своими возможностями; Создать игровую ситуацию при овладении читательскими умениями.
Жанр «Замести- тель» Тема «Заместитель »(цвет) Сказка О природе О родной стране О жизни детей О животных О волшебстве и приключениях зеленый Пословицакрасный Рассказжёлтый Загадкакоричневый Стихотворениесиний Басня Былина Очерк ?
сравнение разных моделей, подбор произведений к моделям, выбор нужной модели из нескольких к какому-то произведению, подбор произведений по темам в соответствии с моделью, заполнение модели обложки.
расположи модели по порядку, определи, какую структурную часть сказки прочитал товарищ, прочти сказку и нарисуй к каждой части соответствующую модель, прочитай сказку, определи, какая часть отсутствует, сочини её сам, какие части сказки совпадают, нарисуй иллюстрацию к данной части сказки, составь несколько вопросов для самых внимательных читателей в предложенной части сказки, соотнеси иллюстрации с моделями, перескажи предложенную часть, соотнеси план пересказа с моделями, найди модель части сказки, в которой есть описание зимнего леса, определи, из какой части сказки взяты строки, соответствует ли отрывок сказки данной модели. разложи модели по тексту произведения; найди ошибку в наложении моделей на текст;
.
В.Сутеев Под грибом
Яблоко
Дядя Миша
Ёлка
Капризная кошка
Сёма Пичугин Речка Быстрая Мосток Мечты МостишкоМост
Ё З Воспитанный Вежливый Смелый Добрый Умный Находчивый Невоспитанный Грубый Трусливый Благодарный
заяц важный гордый грубый глупый невежливый ёж заботливый вежливый приветливый хитрый умный
. Дениска Всё,всё… звёзды слоненок строгать собака Целый мир Мишка килька пельмени колбаса морковь булки Целый продуктовый магазин
Мушка грязная хромая худая пугливая маленькая Опасная собака страшная огромная большая сильная слабая Какой была Какой стала Перестала хромать Блестящая, пушистая Поправилась
Уровень начитанности Знание изученных произведений Знание литературных понятий Умение читать вслух Умение читать молча Выразительное чтение Уровень литературного развития Общая литературная грамотность
определять жанр произведения тему произведения главную мысль структуру сказки,
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ НАЧИТАННОСТИ И ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ 1 ряд – определение жанра произведения; 2 ряд- определение темы произведения; 3 ряд- определение главной мысли; 4 ряд- структура сказки.
Задание 4 класс 3 класс Определение жанра произведения 87%52% Определение темы произведения 100%56% Нахождение художественно – изобразительных средств 78%12% Определение фольклорного жанра 87%56% Знание структуры сказки 87%- Определение идеи произведения 94%54%
Спасибо за внимание