Мультимедийная презентация ВСЁ ОБ ЭПИТЕТЕ
Всё об эпитете Всё об эпитете Урок о волшебных средствах, которые в литературе называют художественными. Урок о волшебных средствах, которые в литературе называют художественными. 2
Рассмотрим картинки 3
Что же связывает их? Чем они отличаются? (Верно! Каждая последующая картинка ярче и наряднее предыдущей. Все они выходят из прилагательных, отвечают на один и тот же вопрос «какой?». Иногда, правда, бывают и другие части речи, но вопрос остаётся тот же.) (Верно! Каждая последующая картинка ярче и наряднее предыдущей. Все они выходят из прилагательных, отвечают на один и тот же вопрос «какой?». Иногда, правда, бывают и другие части речи, но вопрос остаётся тот же.) - Кто из братьев самый скромный? - Кто из братьев самый скромный? 4
Верный ответ- определение ОПРЕДЕЛЕНИЕ просто указывает на какие - то важные признаки предмета. ОПРЕДЕЛЕНИЕ просто указывает на какие - то важные признаки предмета. Например: весенний день шерстяной свитер шерстяной свитер вечерние сумерки вечерние сумерки кружевная накидка. кружевная накидка. 5
Постоянный эпитет это тот, который переходит из произведения в произведение, создаёт его чаще всего сам народ и передаёт из поколения в поколение в своих песнях, это тот, который переходит из произведения в произведение, создаёт его чаще всего сам народ и передаёт из поколения в поколение в своих песнях, сказках, былинах. сказках, былинах. 6
ЭПИТЕТ - художественное определение, дающее яркую, выразительную характеристику предмету. Эпитет отражает видение автора, его оценку, его чувство, создаёт в нашем воображении зримую картинку. 7 ЭПИТЕТ
Контрольный лист ПОДБЕРИТЕ: к данным словам эпитеты, которыми характеризуются эти предметы в сказках: к данным словам эпитеты, которыми характеризуются эти предметы в сказках: море(…), солнце(…), дуб(…), месяц(…), зима(…), звёзды(…), молодцы(…), девицы(…), конь(…), гости(…), ветер(…). 8
Найдите в текстах определения, которые не просто называют какой-либо признак предмета, но обладают художественной выразительностью: в текстах определения, которые не просто называют какой-либо признак предмета, но обладают художественной выразительностью: Побледневшие, нежно-стыдливые, Распушились в болотной глуши Белых лилий цветы молчаливые И вкруг них шелестят камыши К.Бальмонт. К.Бальмонт. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной. И. Бунин. И. Бунин. 9
Проверьте себя В 1-м примере слова болотная (глушь), белые(лилии) являются простыми определениями. Они только называют признак предмета. Слова побледневшие, нежно-стыдливые, молчаливые передают то, каким видит этот предмет автор, какие образы возникают у него при взгляде на эти предметы. Эти определения обладают художественной выразительностью. В 1-м примере слова болотная (глушь), белые(лилии) являются простыми определениями. Они только называют признак предмета. Слова побледневшие, нежно-стыдливые, молчаливые передают то, каким видит этот предмет автор, какие образы возникают у него при взгляде на эти предметы. Эти определения обладают художественной выразительностью. Во 2-м примере определения являются художественными, т.е. эпитетами. Во 2-м примере определения являются художественными, т.е. эпитетами. 10
Вставьте пропущенные эпитеты Мимо острова Буяна В царство… Салтана. Ель в лесу, над елью белка, Ель в лесу, над елью белка, Белка песенки поёт Белка песенки поёт И орешки всё грызёт, И орешки всё грызёт, А орешки …, А орешки …, Все скорлупки …, Все скорлупки …, Ядра - … Ядра - … 11
Вставьте пропущенные эпитеты Жил старик со своею старухой Жил старик со своею старухой У самого … моря, Они жили в … землянке Ровно тридцать лет и три года. Ровно тридцать лет и три года. Посади ты эту птицу,- Посади ты эту птицу,- Молвил он царю, - на спицу; Молвил он царю, - на спицу; Петушок мой... Петушок мой... Будет … сторож твой. Будет … сторож твой. 12
Чья это характеристика? Правду молвить, молодица Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица; Уж и впрямь была царица; Высока, стройна, бела, Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. Своенравна и ревнива. - Назовите эпитеты, которые помогают создать характеристику. - Назовите эпитеты, которые помогают создать характеристику. 13
Выберите в приведенных примерах эпитеты (художественные определения) И завидуют оне И завидуют оне Государевой жене. Государевой жене. Ах ты мерзкое стекло! Ах ты мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло. Гости умные молчат: Спорить с бабой не хотят. 14
Какого эпитета не хватает? Входят семь богатырей, Семь … усачей. Гуляют тучи … Гуляют тучи … Над отдыхающей землёй; Над отдыхающей землёй; Поля немые Поля немые Блестят, облитые росой. Блестят, облитые росой. 15
Выберите в приведенных примерах определения: Чёрной завести полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала себе Чернавку… Ты волна моя, волна! Ты волна моя, волна! Ты гульлива и вольна, Плещешь ты, куда захочешь Ты морские камни точишь … Ты морские камни точишь … 16
Выберите правильные ответы из предложенных: -эпитетом СЛАВНЫЙ Пушкин А. С. чаще всего характеризует: а) Дадона а) Дадона б) Елисея б) Елисея в) Салтана в) Салтана -эпитетом МИЛАЯ а) Царицу б) Царевну в) Шамаханскую царицу 17
Выберите оценочные эпитеты А ткачиха с бабарихой Да с кривою поварихой Около царя сидят, Злыми жабами глядят. Воротился старик ко старухе, Воротился старик ко старухе, Рассказал ей великое чудо! Рассказал ей великое чудо! Князь у синя моря ходит, Князь у синя моря ходит, С синя моря глаз не сводит. С синя моря глаз не сводит. 18
вывод мы повторили всё об эпитете; мы повторили всё об эпитете; знаем, что такое определение; знаем, что такое определение; умеем находить постоянные эпитеты. умеем находить постоянные эпитеты. Надеюсь, этот урок мы провели с пользой. Надеюсь, этот урок мы провели с пользой. 19