М ЕТОДИЧЕСКОЕ ЗАСЕДАНИЕ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Мотивация учебной деятельности учащихся
В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?
Пять уровней учебной мотивации: 1. Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. 2. Второй уровень – хорошая школьная мотивация. 3. Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. 4. Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. 5. Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Условия для внутреннего мотивирования процесса учения: 1. Предоставление свободы выбора. 2. Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения. 3. Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика. 4. Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками.
Условия для внутреннего мотивирования процесса учения: 5. Важна для психологически грамотной организации мотивации учебы ориентация учителя при обучении на индивидуальные стандарты достижений учеников. 6. Личность учителя и характер его отношения к ученику. 7. Использование мотивационного тренинга или курсов развития и изменения мотивации.
Причина спада школьной мотивации: 1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего. 2. Отношение ученика к учителю. 3. Отношение учителя к ученику. 4. У девочек 6-7 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания. 5. Личная значимость предмета. 6. Умственное развитие ученика. 7. Продуктивность учебной деятельности. 8. Непонимание цели учения. 9. Страх перед школой.
Развитие мотивов учения 1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения 2. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его
Условия, вызывающие интерес школьника к учебной деятельности: 1. Способ раскрытия учебного материала. 2. Организация работы над предметом малыми группами. 3. Отношение между мотивом и целью. 4. Проблемность обучения. 5. Содержание обучения.
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ словесные наглядные и практические методы репродуктивные и поисковые методы индуктивные и дедуктивные методы методы самостоятельной учебной работы или работы под руководством учителя.