М астер-класс как форма распространения собственного педагогического опыта Антоневич А.Ю., методист по управлению инновационными процессами МОУ МЦ
Мастер-класс является одной из активных форм распространения собственного педагогического опыта и представляет собой открытый показ, мероприятие, презентацию достижений учителя - мастера. В мастер-классе объединяются педагоги, желающие получить полную информацию о позитивном опыте учителя - мастера и освоить предлагаемые им программы, методики и технологии.
Цель мастер-класса Цель проведения мастер-класса – создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.
Задачи мастер-класса - обобщение опыта работы учителя-мастера по определенной проблеме; - передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности; - совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы; - рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса; - оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач самореализации и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
Количество участников мастер- класса может колебаться от 10 до 30 человек. Длительность мастер-класса – минут.
Мастер-класс должен обеспечить три типа условий: - мотивация и познавательная потребность; - стимулирование познавательного интереса; - индивидуальный подход к каждому участнику мастер-класса.
Основными научными идеями при конструировании технологии мастер- класса являются деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский подходы.
Алгоритм технологии мастер-класса 1. Индуктор (побудитель участников мастер-класса к активной работе)
2. Презентация педагогического опыта мастера: - дается краткая характеристика учащихся (воспитанников), обоснование результатов диагностики, прогноз развития учащихся (воспитанников); - кратко характеризуются основные идеи технологии, которая эффективна в работе с детьми; - описываются достижения в работе мастера; - доказывается результативность деятельности учащихся(воспитанников), свидетельствующая об эффективности использования педагогической технологии; - определяются проблемы и перспективы в работе педагога.
3. Представление системы уроков (занятий): - описывается система уроков (занятий) в режиме эффективной (презентуемой) педагогической технологии; - определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.
4. Имитационная игра: - учитель-мастер проводит урок (занятие) со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися (воспитанниками); - слушатели играют одновременно две роли: учащихся (воспитанников) и экспертов, присутствующих на открытом уроке (занятии).
5. Моделирование: - учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме технологии урока мастера (он исполняет роль консультанта, организует и управляет самостоятельной деятельностью слушателей); - мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей урока (занятий).
6. Рефлексия: - проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.
Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования. Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей. Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта. Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным). Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности. Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва»), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции). Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта. Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.
«Знаешь сам – научи другого!»