Мастер-класс Мастер-класс « Использование методов и приемов личностно - ориентированного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы » Лаптева Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Большетроицкая СОШ»
Т ехнология личностно - ориентированного обучения Цель - создание условий для познавательной активности учеников.
Личностно-ориентированное обучение - это способ организации урока, в процессе которого обеспечивается учет возможностей и способностей учащихся и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей. Личностно-ориентированный подход может быть реализован в рамках различных технологий, на любом уроке.
Личностно-ориентированное обучение Формы учебной деятельности : индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Моделирование « Отличие традиционного и личностно - ориентированного подходов в преподавании »
Традиционный подход Личностно- ориентированный подход Целевые ориентации Выполнение программы, знания, умения, навыки. Формирование личности с заданными типовыми характеристиками Условия для саморазвития личности ученика, для поиска своей индивидуальности в процессе учения
Традиционный подход Личностно- ориентированный подход Приоритеты Программы, дидактические средства Личность ученика, самоценность, самобытность ученика как носителя субъективного опыта
Традиционный подход Личностно- ориентированный подход Главный фактор Обучение (знания, умения, навыки) Учение (процесс)
Традиционный подход Личностно- ориентированный подход Главная фигура УчительУченик
Традиционный подход Личностно- ориентированный подход Взаимодействие двух видов опыта (индивидуального и общественно- исторического) Общественно- исторический опыт вытесняет индивидуальный. Наполнение индивидуального опыта общественным Постоянное использование индивидуального опыта, его согласование с общественно- историческим. Учение не есть прямая проекция обучения
Традиционный подход Личностно- ориентированный подход Развитие личности, социализация Путем овладения нормативной деятельностью Преобразование субъектного опыта. Субъектный опыт – важный источник собственного развития
Традиционный подход Личностно- ориентированный подход Принципы Научность, логичность, доступность, наглядность и т. д. Продолжение жизни на уроке. Принцип доставления радости. Принцип свободы и ненасилия. Опора на эмоциональный чувственный опыт. Природосообразность. Позитивная Я- концепция. Опора на опыт
Традиционный подход Личностно- ориентированный подход Метод Преподавание (принуждение) Учение. Результаты учебной деятельности переводятся в сферу личных интересов
Традиционный подход Личностно- ориентированный подход Мотивация ВнешняяВнутренняя
Традиционный подход Личностно- ориентированный подход Отношения Субъект-объектные Субъект- субъектные
Традиционный подход Личностно- ориентированный подход Философия Не умеешь – научим, не хочешь – заставим Сделай по-своему, выбери свой путь
Фрагмент урока литературы в 10 классе по теме « Петербург Достоевского »
Цель : выяснить, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои ; как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных ; подойти к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.
Работа в группах Анализ эпизодов. 1 группа – пейзажи. 2– сцены уличной жизни. 3 – интерьеры.
Вывод. Пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры « углов » создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.
Домашнее задание Заполнить таблицу « Хроника преступления » - Какие противоречия в поведении Раскольникова вы обнаружили ?
Критерии ЛОО Задействование учащихся в индивидуальном целеполагании и составлении плана урока. Сообщение в начале урока не только темы, но и предполагаемого порядка организации учебной деятельности. Создание положительного эмоционального настроя на работу и в течение всего урока. Свобода выбора ребенком различных форм обучения. Выбор учащимися предметного содержания различной сложности. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «нового узнали», но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому. Оценивание не только результата, но и процесса деятельности. Создание ситуаций, позволяющих ученикам проявлять собственные способности, возможности, интересы. Использование проблемных заданий различной трудности и сложности. Организация разрешения проблемных ситуаций. Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала. Отбор методических приемов, типа урока в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Ориентация учащихся на развитие интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации. Развитие способностей учащихся к рефлексии.
Рефлексия Неоконченное предложение «Сегодня на занятии я….» Составьте синквейн, соответствующий эмоциональному состоянию на момент подведения итогов.
Синквейн Правила составления синквейна первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.