Тема урока Тайны пьесы «Вишневый сад»
Цель урока способствовать развитию умения анализировать художественное произведение, видеть его смысл, ставить перед собой вопросы, высказывать и аргументированно доказывать свою точку зрения.
Задачи урока - повышение интереса учащихся к драматургии и творчеству А. П. Чехова; - создание ощущения глубины, неповторимости и многозначности произведения; - создание установки на дальнейшее общение с текстом произведения; - развитие навыков анализа текста и монологической речи учащихся.
Программа урока. 1. Мотивация деятельности учащихся. 2. Работа с критическими отзывами. 3. Сжатый пересказ содержания пьесы. 4. Образная система. Главные герои. 5. Образ вишнёвого сада в пьесе. 6. Символика в пьесе. 7. Вопросы к Чехову. 8. Афоризмы А.П.Чехова 9. Рефлексия.
Сделал Чехов за 7 лет жизни в Мелихове немало. Бесплатно лечил крестьян, ездил по окрестным деревням к больным. Число его пациентов измерялось тысячами. Он начал прокладывать дороги. Построил три школы. Завел почту, построил амбулаторию, которая просуществовала до 1960-х годов, то есть пережила его на целых полвека. Он - в общем-то не очень здоровый человек - внес мощный энергетический импульс в нищий кусок среднерусской земли.
Проблемный вопрос Современен ли Чехов? Кто для вас Ермолай Лопахин?
Слушая пьесу Чехова – в чтении она не производит впечатления крупной вещи. Нового – ни слова. Всё – настроение, идеи, – если можно говорить о них,– лица, все это уже было в его пьесах. Конечно, красиво, и – разумеется – со сцены повеет на публику зелёной тоской. А о чём тоска – не знаю М. Горький
Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться. Нет, для простого человека это трагедия…я ощущаю к этой пьесе особую нежность и любовь. К.Станиславский
…мне представилось, что "Вишнёвый сад" не пьеса, а музыкальное произведение, симфония. И играть эту пьесу надо особенно правдиво, без реальных грубостей М.П.Лилина, актриса
Симфо́ния (от греч. symphonia созвучие) гармоническое соединение, сочетание чего-нибудь, например: симфония цветов, симфония красок, симфония звуков и пр. Симфония музыкальное сочинение для оркестра, обычно в трех или четырех частях, иногда с включением голосов.
Трагедия Симфония Ответы учеников:
Трагедия Симфония Ответы учеников: Трагедия человека, которому дорого своё прошлое, он не хочет с ним расставаться, он жил и привык так жить, а по-другому он пока не умеет. Трагедия перелома жизни. Старое, прошлое, дорогое, ценное, родное. Ответы учеников: Всё в нашей жизни движется гармонично, даже если нам порой кажется, что это не так. На смену старому приходит новое. Так было и так будет. Какие-то ноты жизненной симфонии кажутся особенно высокими и их не взять сразу, но вдруг они становятся низкими…
Вишневый сад – это …..
ё
В первую минуту я даже не понял, о чем идет речь, но Антон Павлович продолжал смаковать название пьесы, напирая на нежный звук «ё» в слове «Вишнёвый», точно стараясь с его помощью обласкать прежнюю красивую, но теперь ненужную жизнь, которую он со слезами разрушал в своей пьесе. На этот раз я понял тонкость: «Вишневый сад» – это деловой, коммерческий сад, приносящий доход. Такой сад нужен и теперь. Но «Вишнёвый сад» дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растет и цветет для прихоти, для глаз избалованных эстетов. Жаль уничтожать его, а надо, так как процесс экономического развития страны требует этого.
Сад для каждого из героев пьесы - это……….
Гаев
Купец Лопахин
Петя Трофимов
Раневская
Аня
Фирс
Литературная импровизация
Особую роль в «Вишневом саде» играют внесценические герои: ярославская тетушка, любовник Раневской, дочь Симеонова-Пищика. Благодаря им художественное пространство пьесы расширяется и приближается к реальному.
Символические Что символизируют детали реплики
Символические детали реплики Что символизируют «сцена пуста» Никого нет. Герои оказались жертвами обстоятельств и собственного безволия. «Стук топора» Уходит прошлое, но будущее известно «звук лопнувшей струны» Конец, безысходность Про меня забыли…. Безумно то общество, которое забывает о человеке! «Жизнь то прошла, словно не жил…» Окончательный приговор «прежнему укладу» жизни. «Ничего не осталось, ничего…» Старое всё разрушено – новое ещё не построено.
Произведения Чехова на сегодняшний день актуальны по смыслу, но стары по содержанию. Они требуют нового взгляда для осмысления тонкого чеховского сарказма, и именно такие произведения (со скрытым юмором) необходимо популяризовать в наш циничный век. Лопахин вызывает у меня двойственные чувства. С одной стороны, это грубый рыночный человек. К нему чувствуешь неприязнь, но только до тех пор, пока его не узнаешь с другой стороны - как человека с тонкой душой.
Чехов всегда современен. А его Лопахин - это современный "новый русский". Он видит, что старые экономические отношения тянут Россию назад, предлагает реформы. Фактически призывает к перестройке - да, жестокими методами. Я считаю, что он молодец! Лопахин - человек дела. Грамотный, удачливый предприниматель. Но, с другой стороны, в нем осталась душа русского человека. Он любит свою страну, ценит ее. Из таких и рождаются меценаты.
Вопросы к Чехову
Последняя пьеса А.П.Чехова «Вишневый сад» стала одним из самых знаменитых произведений мировой драматургии ХХ века. Благодаря общечеловеческому содержанию и новаторским чертам («бес событийный» сюжет, отсутствие персонифицированного конфликта, подтекст, жанровое своеобразие) она получила известность за рубежом еще при жизни автора. Характерно, что уже тогда ей предрекали долгую творческую жизнь
Рефлексия Как получилось так, что всё получилось не так?