ПОНЯТИЕ О БИОСФЕРЕ Анучкина Л.Н., учитель географии ГУ «Средняя школа 13 г. Рудного»
1. Образовательные задачи: - сформировать у учащихся систему знаний о биосфере, её компонентах и границах, их определяющих, о биоценозе. 2. Развивающие задачи: - убедить учащихся в том, что границы биосферы определяются естественными причинами; - развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся; - продолжить формирование умений анализировать, делать выводы, работать с учебником. 3. Воспитательные задачи: - развивать коммуникативные навыки.
Что такое биосфера? Границы биосферы Взаимосвязь организмов. Биоценоз
…Сейчас в ней происходит бурный рассвет. Мы знаем только малую частичку этой непонятной, неясной, всеобъемлющей загадки…. В. И. Вернадский.
БИОСФЕРА АТМОСФЕРА ЛИТОСФЕРА ГИДРОСФЕРА оболочка Земли, населенная живыми организмами и изменившаяся под их влиянием (по-гречески «биос» - жизнь, «сфера» - шар)
1. Назовите виды живых организмов, населяющих нашу планету. 2. Что означает слово «биосфера» в переводе с греческого языка? 3. Какова главная особенность живых организмов? 4. Что дает живым организмам такое свойство как приспособляемость? 5. Почему распространение живых организмов имеет определенные границы?
Биосфера - А Растения, животные и микроорганизмы - Б Ультрафиолетовые лучи и температура - В В.И. Вернадский - Г Размножение и приспособляемость - Д Сферы, составляющие биосферу - Е 1. Оболочка Земли, населённая живыми организмами. 2. Академик, основоположник биогеохимии. 3. Естественные факторы, влияющие на организм 4. Виды живых организмов 5. Почти вся гидросфера, нижняя часть атмосферы и верхняя часть литосферы 6. Свойства живых организмов
Величины, характеризующие главный слой жизни (по В.А. Успенскому) Области биосферы Примерно средняя мощность главного слоя жизни (в м) Средняя биомасса в главном слое жизни (в г углерода на 1 м 3 ) Область суши с почвенным покровом Болота Озера Шельфовые области моря Открытый океан 5,0 0, ,0 78,5 20,7 46,9 1,5
Растения, животные и микроорганизмы сконцентрированы в определенной части (1) и (2). Они могут существовать между собой и с природной средой в тесной (3). Основа этой связи – (4). Растения из неживой природы - минеральных солей, воды и уг лекислого газа под воздействием (5) выделяют необходимые для жизни вещества и кислород. Организмы, сгруппировавшись в определенной природной среде, образуют жизненные сообщества. Сообщества растений, животных и микроорганизмов, обитающих на Земле в одинаковых природных условиях, называют (6). Например, биоценозом являются болота, (7). 1. суши 2. воды 3. неразрывной связи 4. зеленые растения 5. солнечных лучей 6. биоценозом 7. озера, луга, леса, пустыни