Авторы: Смирнова Светлана Владимировна Смирнова Надежда Вячеславовна Специальность: учителя математики © МОУ ДПО «Информационно-образовательный Центр» © МОУ Гимназия 8 им. Л.М. Марасиновой, год
Типология: информационный Категория учащихся: 11 классы Предмет: математика Продолжительность: краткосрочный
ЦЕЛИ ПРОЕКТА: Образовательные: Продемонстрировать возможности Теории Вероятностей при решении определенных жизненных задач
Развивающие: способствовать развитию логического мышления совершенствованию информационной культуры формированию навыков оптимальных способов решения задач ЦЕЛИ ПРОЕКТА:
Воспитательные: совершенствовать коммуникативную культуру учащихся осознание собственного «Я» в различных жизненных ситуациях понимание зависимости Случая от знаний Человека. ЦЕЛИ ПРОЕКТА:
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА: Не секрет, что учащиеся, особенно старших классов, часто задают вопрос учителю: «А зачем мы это учим?». Конечно, учитель всегда может выйти из положения красиво и грамотно, ответив: «Математика уж затем нужна, что она ум в порядок приводит». Но убедит ли это выпускника, и более того, мотивирует ли на заинтересованное изучение конкретной темы? Помощь в данном случае может оказать проектная деятельность, в которую творчески работающий учитель очень ловко может вовлечь учащихся, создав не просто проблемную ситуацию, а имеющую непосредственное отношение к каждому. Именно таким проектом при изучении раздела «Теория вероятностей» может стать проект «Теория вероятностей и жизнь». Проект рассчитан на учащихся 11 классов, является краткосрочным, информационно-исследовательским, основан на изучении раздела математики теория вероятностей. В ходе реализации проекта, который может быть запущен еще до изучения данной темы в рамках воспитательного мероприятия через презентацию учителя «Дети в окружении пороков взрослых», учащиеся не только познакомятся с основными понятиями и формулами теории вероятностей, но и увидят, как теория вероятностей помогает предостеречь от воздействия азартных игр на незадачливых игроманов.
Именно теория вероятностей помогает определить размер начальной ставки в игре, чтобы она стала безобидной или благоприятной, поможет распределить сделанные ставки, если игра завершена досрочно, и, вообще, подскажет, стоит ли играть, если его величество Случаем в организованных заведениях для игроманов руководит его величество Человек (знающий основы теории вероятностей и рассчитавший свой успех). Кроме воспитательного значения, проект имеет образовательный потенциал, так как демонстрирует прикладное значение изучаемого раздела математики. Чтобы не сложилось представление о данном разделе, как о сопровождающем только азартные игры, в ходе его реализации предполагается уделить внимание и истории вопроса, и современному применению теории вероятностей как науки тесно связанной с теорией информации, так как теория вероятностей помогает определить меру неопределенности любой информации и подсчитать ее количество. Эти вопросы целесообразно рассмотреть в рамках параллельно изучаемого элективного курса «Энтропия и информация», вклад от которого в проект осуществится через творческое исследование вопроса об оптимальном решении логических задач на взвешивание.
Частные вопросы (в рамках учебной темы) Темы исследований 1. Азартные игры и теория вероятностей. Что первично? 1.1. Азартный человек – успешный человек (значение слова «Азарт», психологические основы лудомании) 1.2. История возникновения азартных игр и науки Теория вероятностей 2. Что необходимо знать из теории вероятностей, чтобы быть более успешным в азартных играх? 2.1. Ученые – игроманам 2.2. Азартные игры – порок или развитие ума? (Социологическое исследование «Ваше отношение к азартным играм») 2.3. Чего больше: азартных игр или формул в теории вероятностей? 3. Как с помощью теории вероятностей можно предопределить исход игры; рассчитать пропорцию для разделения ставки, если игра не завершена; рассчитать начальную ставку, чтобы оказаться в выигрыше; Определить стратегию игрока для большего успеха? 3.1. Азартные игры и случайные величины 3.2. Любую ли азартную игру можно предугадать? 3.3. Справедливо ли Игровые автоматы называют однорукими бандитами? 3.4. Стратегия игрока …….(любую (ые) из азартных игр) Как теория вероятностей может помочь оптимально найти фальшивую монету 4.1. Энтропия и информация при решении задач на взвешивание
Название этапаСрокиУченикПедагог 1.Подготовительный 1 урок Формулирование основополагающего и проблемного вопросов. Создание проблемной ситуации. 1.Проектировочный 2 урок Определение тем исследования. Формулирование частных вопросов. Формирование групп. Разработка критериев оценки. Координация работы. 1.Практический 3-4 уроки Сбор материала. Создание презентаций и публикаций. По исследованиям 1-2 вопросов Работа над веб-сайтом. Координация работы. 5 урок Презентация результатов исследования к 1-2 вопросам Координация работы урок Сбор материала. Создание презентаций и публикаций по исследованиям 3 вопроса Координация работы 11 урок Презентация результатов исследований по 3 вопросу Координация работы 12 урок Презентация результатов исследования по 4 вопросу Координация работы 1.Контрольно- коррекционный 12 урок Самооценка.Координация работы. 1.Заключительный 12 урок Общая сборка результатов работы над проектом Координация работы. Создание портфолио проекта, Реализация воспитательных функции проекта ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
Афанасьев В.В. Теория вероятностей в вопросах и задачах: Учебное пособие. Я.: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, с. Энциклопедия для детей. Т.11. математика / глав. Ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, – 688 с. Практикум 5-9 класс. Вероятность и статистика. Учебный диск © ООО «Дрофа»,2003 Математика 5-11 класс. 1С Практикум. Учебный диск Энтропия и информация - универсальные естественнонаучные понятия Связь между энтропией и информацией Измерение информации, энтропия - MavicaNEThttp:// (ЯГПУ, Центр информационных технологий обучения) Информационная и энтропия (математический сервер) ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ: