Драматические произведения
- Драматическое произведение – произведение искусства, которое отражает напряжённые события, борьбу.
истоки
Литература: Гёте «Лесной царь»
Изобразительное искусство: Юлиус фон Клевер «Лесной царь»
В. Жуковский «Лесной царь»
Особенность жанра Баллады Одна из особенностей жанра баллады – сочетание реального и фантастического. Такого рода характерная черта присутствует и в балладе И. Гете. Реальна обстановка: сгущающиеся сумерки леса, холодная мгла, темные ветви деревьев, их ночная глубина. Частью реального является и отец – ездок запоздалый, оробелый старик.
Ф. Шуберт «Лесной царь» Франц Петер Шуберт ( ), австрийский композитор.
История создания «Лесной царь» Ф. Шуберт В 1815 году это стихотворение произвело необычайное впечатление на тогда еще неизвестного восемнадцатилетнего немецкого композитора Франца Шуберта. Музыка возникла в едином, неслыханно могучем порыве вдохновения. "Однажды, - вспоминает Шпаун, друг композитора, - мы зашли к Шуберту, жившему у своего отца. Мы застали его в величайшем возбуждении. С книгой в руке он, расхаживая взад и вперед по комнате, читал вслух "Лесного царя". Вдруг он сел за стол и принялся писать. Когда композитор встал, великолепная баллада была готова". Так мастерством двух гениев был создан признанный шедевр. Шуберт сумел не только уловить каждое движение мысли поэта, но и привнести новое в содержание. В мировой музыкальной литературе трудно сыскать другой пример того, как звуками нарисована нестерпимо яркая картина жизни, ошеломляющая пластичной объемностью и правдивостью.
Содержание произведения Ф. Шуберта «Лесной царь» С первых же звуков нас поглощает пучина тревоги и смятения. Из бешено мчащегося аккомпанемента возникает топот коня, скачущего во весь опор сквозь ветер и ночь. Эти звуки отождествляются с состоянием всадника. Он и конь воспринимаются как одно целое. Голос отца звучит спокойно, но за спокойствием скрыты тревога и озабоченность: скорей, скорей, вперед, только бы поспеть, только бы спасти ребенка... И в топот, неудержный и беспокойный, врывается зловеще-властная тема лесного царя, звучит таинственный, ласково и коварно манящий. голос Мелодия причудливо извивается, пританцовывает, словно дочери лесного царя при лунном сиянии, призрачном и неверном, затеяли хоровод. Все взволнованнее и возбужденнее речь автора. И, наконец, отрывистые, резкие аккорды. И такие же резкие и отрывистые слова, будто мгновенно нанесенные удары, - ребенок мертв...
Характеристика героев: дитя Характеристики героев баллады И.В. Гете Лесной царь» Музыка Ф. Шуберта Трепетный, приникший к отцу, вздрогнувший от страха и ужаса оказаться во власти царя Плачущие, резкие, порывистые интонации, постоянное crescendo (увеличение громкости) во фразах
Характеристика героев: отец Характеристики героев баллады И.В. Гете Лесной царь» Характеристики героев вокальной баллады Ф. Шуберта Лесной царь Обеспокоенный внезапным безумием родного дитя, оробелый Мягкие, неуверенные интонации на фоне пунктирного ритма в нижнем регистре, изображающего стук копыт; его фразы, наоборот, построены на diminuendo (ослабление силы звучания) он пытается успокоить сына, хотя сам еле сдерживает волнение
Характеристика героев: Лесной царь Баллада Гёте «Лесной царь» Музыка Ф. Шуберта «Лесной царь» Загадочный, щедрый, хитрый, властный, грозный Музыкальные фразы то ласковы и нежны, то обретают гневно- властные интонации, тема царя разрастается в грозный лейтмотив и довлеет над ходом музыкального повествования
Список литературы: Машенко Н.М. Музыка и живопись на уроках русской литературы. – М., – С. 5. Там же. – С. 31 Музыка. Учебник для 7 класса. В.В. Алеев