Коммуникативная направленность обучения на уроках общеобразовательного цикла средней общеобразовательной школы. Интерактивные методы в процессе обучения монологической речи.
Основные понятия Коммуникативный – подразумевающий взаимодействие, общение 2-х или более речевых партнёров. Цель общения - обмен информацией Коммуникант – участник коммуникационного акта, вербального общения Коммуникативная система – связь, общение Средства для передачи и приёма информации – 1) вербальные; 2) невербальные
Цель речевой деятельности главная цель любого вида речевой деятельности – донести свои мысли до слушателей (продуцент), либо понять то, что слушает или читает участник речевого акта (реципиент).
Устная речь (монолог) Монологическая речь звучит во время выступлений на конференциях, в ответах учащихся на уроках, при объяснениях учителя… Монолог произносит один человек, но его речь всегда направлена на речевого партнёра!
Требования, предъявляемые к монологической речи: Требования, предъявляемые к монологической речи: - непрерывность, т.е. отсутствие ненужных пауз; - логика, последовательность изложения; - чёткость, ясность оформления своих мыслей, доступность изложения; - богатство языковых средств (хороший запас продуктивной лексики говорящего, знание синонимов, употребление разного рода речевых клише, придающих речи законченность и необходимую оформленность; - правильность речи (знание грамматических норм языка, умение их применять в устной речи, расстановка ударений); - отсутствие слов-паразитов.
Типы устного монологического высказывания: - пересказ - рассуждение - сообщение, объяснение
Пересказ (1 тип) Если нужно пересказывать текст, содержащий определённую последовательность связанных между собой событий, то уместно использовать следующую схему: сначала потом вслед за этим наконец вначале затем после этого в заключение после того, как позднее перед этим одновременно до этого между тем
Пересказ (2 тип) Если предстоит пересказать текст учебного или проблемного характера, необходимо придерживаться следующей последовательности: - исходный тезис (проблема); - примеры, иллюстрирующие данную проблему; - заключение (выводы)
Рассуждение, сообщение Схема монологического высказывания: вступление: в общих чертах раскрыть суть проблемы. основная часть: аргументация «за» и «против», преимущества, достоинства-недостатки. заключение (выводы). Состоит из 2-х частей: 1) умение выразить свою точку зрения, своё мнение; 2) умение сделать окончательный вывод.
I. Речевые клише для оформления вступительной части: Эта проблема (формулируемая проблема) очень актуальна (не оставляет никого равнодушным) Проблема «…» развязала интересную (оживлённую) дискуссию в обществе (в прессе, в СМИ, в политических кругах, среди специалистов) Ясно, что … Нет никакого сомнения, что … Согласно общепринятому мнению … Многие придерживаются мнения, что … Врачи (политики, взрослые, учителя) утверждают, что …
II. Речевые клише для оформления основной части Как выразить своё мнение: Важно, что… Ясно, что … Нет никакого сомнения в том, что … По моему мнению … Я полагаю, что … Я убеждён в том, что … Я присоединяюсь к твоему (Вашему) мнению. Я смотрю на это по-другому. Это правильно. С другой стороны … Возможно, ты прав, но … Совсем наоборот, … Заблуждение! Как раз наоборот, …
Как сослаться на чьё-либо мнение: Многие (большинство) считают, что … Многие придерживаются мнения, что … Некоторые думают / полагают / утверждают, что … Врачи /политики /взрослые / многие учителя утверждают, что …
Аргументы «за» и «против»: Всё имеет свои преимущества и недостатки. Преимущество в том, что … Недостаток в том, что … В пользу данного утверждения говорит тот факт, что … Против данного утверждения говорит тот факт, что … С одной стороны, … С другой стороны, …
Логические связки: Причина-результат: поэтому, следовательно, итак, таким образом, вследствие Контрастирование: но, однако, хотя, тогда, в то время, как Временные взаимодействия: в то время, как; затем, потом, тогда, в то время, пока Когда мы хотим что-либо добавить к сказанному: более того, кроме того Хотим привести пример: например, в качестве примера можно привести… Перефразировка: другими словами, это значит, то есть, а именно Семантические связки: во-первых, во-вторых, в- третьих… Если хотим придать значимость каким-либо высказываниям: важно отметить; важно, что …
III Как сделать вывод (заключение) Из приведённых аргументов следует, что … Из этого следует, что … Можно прийти к выводу, что … Итак, можно увидеть, что … Можно сделать вывод, что …
Технологии интерактивного обучения - ролевые игры; - мозговой штурм; - дебаты; - дискуссия; - свод-анализ; - различные виды групповых работ, а именно «карусель», «шпалеры», «аквариум». «броуновское движение», «свеча», «займи позицию» и другие.