Оценочная деятельность педагога на современном этапе развития образования
Планируемые результаты как основа системы достижения требований ФГОС метапредметные результаты предметные результаты личностные
«умение учиться», способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта
1) предварительное планирование, 2) прогнозирование целей и задач до занятий, 3) реализация оценочной функции, 4) контроль, 5) коррекции
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Мотивирует деятельность учащихся; побуждает к действиям контроля и оценки. Организует пошаговые самоконтроль и самооценку, управляет ими на всех этапах деятельности, предлагает готовые образцы. Определяет и объясняет цель контроля и оценки учащимся. Постоянно организует контроль и оценку на всех этапах деятельности. Постепенно передает учащимся инициативу по осуществлению действий контроля и оценки (под своим усиленным, пошаговым контролем). Организует деятельность учащихся по формированию у них умений использовать различные виды самоконтроля и самооценки, привлекает к составлению инструкций и критериев. Руководит деятельностью учащихся, направленной на осознание зависимости результата от способов деятельности. Создает ситуации, провоцирующие действия самоконтроля и самооценки под контролем учителя. Побуждает к осуществлению действий самоконтроля и самооценки только в случае необходимости. Создат условия для сопоставления, выбора и применения контрольно-оценочных действий, консультирует учащихся по мере поступления просьб. Побуждает учащихся к обоснованию действий контроля, совместно созданных критериев оценки. Периодически напоминает о необходимости действий самоконтроля и самооценки.
начальной школы основной школы старшей школы ввести «безотметочную» систему оценки учебных достижений учащихся; оценивать творчество и инициативу; постепенно формировать адекватность самооценки школьников; постепенно готовить школьников к системе промежуточной аттестации, принятой в ОУ; развивать оценочную самостоятельность учащихся. использовать дифференцированные формы текущей и итоговой аттестации; формировать на основе раздельной аттестации учащихся адекватность самооценки; использовать разнообразные системы оценивания (зачетную, балльную, рейтинг); развивать навыки самооценивания на основе сопоставления своих результатов и достижений с результатами и достижениями рассматривать оценивание как одно из педагогических средств реализации целей образования в старшей школе; разделить процесс итогового оценивания и выставления текущих отметок; стимулировать продвижение в становлении компетенции личности; выбирать процедуры текущей и итоговой аттестации адекватно технологии ЕГЭ; привлекать к итоговой аттестации
1) постановка цели учебной деятельности; 2) выделение критериев достижения цели, то есть ключевых параметров, по которым оценивается эффективность учебной деятельности обучающихся; 3) оценка результата своей деятельности по критериям оценивания (самооценка); 4) осуществление самоконтроля – умение обучающегося соотносить полученные результаты с эталоном; 5) рефлексия результатов учебной деятельности. (Чудинский Р.М., Лукьянчикова Н.В.)
Внешнее (суммирующее)Внутреннее (формирующее) Кто оценивает? Субъект, непосредственно не участвующий в процессе обучения. Производится человеком, находящимся внутри процесса обучения тестируемых учащихся. На что направлено оценивание? Призвано единым образом зафиксировать уровень достижений учащихся по итогам освоения конкретного содержания образования. Призвано выявлять пробелы в освоении учащимися содержания образования с тем, чтобы восполнить его с максимальной для данного учащегося эффективностью. Как организовано оценивание? Предполагает сравнение одного ученика с другим, но не посредством сравнения работ этих учащихся, а путем сравнения каждой работы с эталоном. Нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, а также административных выводов по результатам обучения испытуемых. На кого ориентировано? Ориентировано на всю совокупность учащихся. Ориентировано на конкретного учащегося. Инструмент оценивания Используется система заданий, стандартизированных по содержанию, процедуре и способам проверки. Используются единичные задания, не стандартизированные по содержанию, процедуре и способам проверки.
Функция внешнего контроля Самоконтроль, адекватная самооценка, развитие личности