ДИАГНОСТИКА ПИСЬМА учащихся 2-3 классов Оксимец Ольга Александровна учитель-логопед МОУ «СОШ 10»
Проблемы, противоречия, актуальность Методика обучения письменной речи совершенствуется – трудности овладения этим навыком остаются. Учебная дезадаптация приводит к негативному отношению к школе, окружающим детям и взрослым, к возникновению конфликтов – проблема становится не только школьной, но и социальной. Причиной трудности в обучении письму является нарушение интегративной работы различных анализаторных систем: речедвигательной, речеслуховой, зрительной и двигательной. Своевременное выявление проблем и причин их возникно- вения позволит целенаправленно развивать межанализа- торное взаимодействие. Существует противоречие между разнообразием нарушений письма и ограниченным количеством диагностических методик и коррекционных технологий.
Цель программы: выявить уровень сформированности межанализаторного взаимодействия, лежащий в основе усвоения навыков письма; определить причины трудностей в обучении русскому языку у учащихся 2-3 классов; оказать помощь в их преодолении.
Методологическая основа: культурно-историческая концепция развития высших психических функций (Л.С.Выготский); учение об интегративной деятельности головного мозга (П.К.Анохин, А.Р. Лурия); учение о психологических основах формирования письма и письменной речи (Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин).
Содержание программы: диагностические задания (тесты) с критериями оценки результатов (по каждому классу отдельно); инструкция для предъявления заданий; таблица «Лексические ассоциации»; образец таблицы «Результаты диагностики письма»; образец аналитической справки по результатам диагностики.
Цель диагностических мероприятий: оценить степень усвоения навыков письма, обусловленных развитием: 2 класс операций звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза – тест 1; речедвигательного, речеслухо- вого, зрительного анализато- ров – тесты 2-3; произвольного внимания и саморегуляции – тесты 4, 6; операций смысловой обрабо- тки и прогнозирования пись- менного текста – тест 5; двигательного анализатора – тест 7. 3 класс операций звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза – тест 1; причинно-следственного анализа – тест 2; произвольного внимания и саморегуляции – тесты 3, 5; операций смысловой обрабо- тки и прогнозирования пись- менного текста – тест 4; двигательного анализатора – тест 6.
Критерии: 2 класс - баллы 3 класс - баллы УровниЗаключение логопеда 0 – 3, 50 – 5, 5Выше среднего Письмо в норме 4 – 7,56 – 10,5СреднийНеспецифические ошибки 8 – 11,511 – 15,5Ниже среднего Специфические ошибки 12 и выше 16 и выше НизкийДисграфия
Выводы: Программа помогает: логопеду выявить уровень сформированности межанали- заторного взаимодействия и подобрать коррекционные программы с учетом полученных результатов; учителю определить причины трудностей в обучении русскому языку и оказать индивидуальную помощь; администрации отслеживать динамику учебных способностей учащихся и принимать решения по подбору программы обучения, соответствующей возможностям ученика; родителям понять проблемы и трудности ребенка, помочь их преодолеть.