образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности
- это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам. (Г.В. Селевко)
Чёткая, последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения, воспитания Упорядочение, уплотнение информации, подлежащей усвоению Комплексное применение дидактических, технических, в том числе и компьютерных средств обучения и контроля Гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения
Это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации Это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.
Постоянный состав класса; единый годовой план, программа и расписание; основная единица занятия - урок; учащиеся работают над одним материалом; работой учащихся руководит учитель; учебники используются для домашних заданий.
учебный год учебный день расписание уроков учебные каникулы перемены домашние задания отметки
Формирование системы знаний, овладение основами наук, что выражается в наличии стандарта обучения
Критерием результативности такого образовательного пространства являются положительные изменения в чувствах, эмоциях, мышлении, практической деятельности учащихся, их комфортное состояние в образовательном пространстве.
Скуки, принуждения и лени, Пассивности и страха ожидания «палки» - двойки, «Неуда» на контрольной работе или на экзамене и желания увернуться от нее Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие. Ученик открывает мир для себя - себя в этом мире. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
Сущность технологии Сущность технологии развить ученика, его потребности, способности и тем самым учить жить в окружающем мире свободно и самостоятельно
моно предметный межпредметный надпредметный
Технологии обучения В.Ф. Шаталова: изложение теоретического материала осуществляется в быстром темпе и крупными блоками; использование на доске при объяснении опорных сигналов (схем, рисунков-символов, отдельных слов); подробное объяснение учителем алгоритма решения определенного типа учебной задачи; письменное, фронтальное повторение материала по опорным конспектам; быстрое, обзорное повторение в течение 5 минут значительного по объему учебного материала; общее, фронтальное решение совместно с учащимися типовых задач; проверка цепочкой (у ученика, который первым решил задачу, проверяет учитель, а у каждого следующего – предыдущий ученик); -релейная контрольная работа (учащиеся должны воспроизвести решения определенного числа типовых задач по изучаемой теме); -активная взаимопомощь (с учеником, пропустившим занятия, занимается кто- то из учеников класса, хорошо усвоивших соответствующую тему); урок открытых мыслей (любой ученик может сделать небольшое сообщение, доклад, связанный с изучаемой темой); парный взаимоконтроль (учащиеся, которые получают за свои ответы «отлично», опрашивают по этому же вопросу своих товарищей).
- это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (компьютер, аудио, видео, кино) для работы с информацией.
Возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу; Индивидуализация учебного процесса; Коренное изменение организации процесса познания путем смещения ее в сторону системного мышления; Возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому индивиду собственную траекторию обучения и самообучения.
Усилить мотивацию учения; Индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения; Основываться на личностно- ориентированном обучении.
это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.
Возможность быстрого поиска по тексту. Организация учебной информации в виде гипертекста. Наличие мультимедиа – богатейшего арсенала способов иллюстрации изучаемого явления: теле- и видеоинформацию, речь, музыку. Моделирование изучаемых процессов и явлений, возможность проводить «компьютерные эксперименты» в тех областях человеческого знания, где реальные эксперименты очень трудоемки или невозможны. Наличие системы самопроверки знаний, системы рубежного контроля, совместимость с экзаменационной системой. Возможность компьютерной оценки приобретенных знаний.
принцип взаимодополняемости; деятельностный подход; информационный подход; развивающее обучение; системный подход;
Формировать целостно-личностное отношение ученика к жизни; Развивать общую культуру школьника, приобщая к общечеловеческим ценностям художественной культуры; Помогать понять своеобразие и единство «языка» разных видов искусства посредством сопоставления и анализа; Развивать эмоциональную сферу ученика; Развивать познавательные способности учащихся (восприятие, память, мышление, воображение); Формировать единую картину мира.
Естественно-научная картина мира объединяет предметные системы физики, химии, географии, биологии. Для эффективного формирования имеются попытки создания объединенных курсов: физики и химии; Географии, биологии и химии; Музыки и ИЗО; Математики и конструирования; Изо и художественный труд
Здоровьесберегающие Игровые Исследовательские Коммуникативные Групповые и парные
Сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики 1. Цель Формирование знаний, умений и навыков Развитие личности 2. Интегральная характеристика «Школа памяти» «Школа развития» 3. Преобладающий тип и характер взаимоотношений Субъект - объектный Субъект - субъектный 4. Девиз педагога «Делай как я» «Не навреди» 5. Характер и стиль взаимодействия Авторитарность Демократичность 6. монологичность, закрытость диалогичность, открытость, рефлексивность Формы организации Фронтальные, индивидуальные Групповые, коллективные Особенности Особенности Традиционная «Знаниевая» педагогика Инновационная «Способностная» педагогика Характеристики образовательных моделей
«Формула обучения» Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником: Ведущий принцип Методы обучения Особенности Особенности Традиционная «Знаниевая» педагогика Инновационная «Способностная» педагогика Характеристики образовательных моделей 7. Иллюстративно- объяснительные информационные Проблемные: проблемного изложения частично-поисковый, эвристический исследовательский 8. «продавливания» «выращивания» 9. Репродуктивный, воспроизводящий Продуктивный, Творческий, Проблемный 10. Знания – репродуктивная деятельность Проблемная деятельность - рефлексия - знания
Позиция ученика Функции учителя Способы усвоения Особенности Особенности Традиционная «Знаниевая» педагогика Инновационная «Способностная» педагогика Характеристики образовательных моделей. 11. Заучивание, деятельность по алгоритму Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия 12. Носитель информации, хранитель норм и традиций, Организатор сотрудничества, Консультант, пропагандист предметно – дисциплинарных знаний Управляющий поисковой работой учащихся, консультант 13. отсутствие мотива к личностному росту наличие интереса к деятельности Пассивность,Активность, отсутствие интереса, наличие мотива к самосовершенствованию,
ставят акценты в развитии потребностно - мотивационной сферы учащегося ставят акценты в развитии потребностно - мотивационной сферы учащегося В эмоционально-волевой сфере выделяют значимость осознания личностного смысла и цели учения, выбора ситуации и пространства «успеха» в деле, деятельности Новые образовательные цели акценты ставятся на овладение учениками методологическими знаниями, акценты ставятся на овладение учениками методологическими знаниями, т.е., знаниями о знаниях, позволяющими самостоятельно открывать неизвестные для себя свойства, особенности, закономерности и пр., находить способы поведения и деятельности в проблемной ситуации. В области креативного мышления определяют роль приобретения средств мыслительной деятельности