Бюрократия: базовые экономические модели Выполнила: студентка 245 группы Соколова Мария
Бюрократия как экономическое явление Отличие административной деятельности от производственной – это сложность измерения производительности труда бюрократии, разнообразие целей и сомнительные технологии. Для оценки деятельности бюрократов нет обобщающих показателей. Часто о их работе судят по тому, как организован процесс принятия и исполнения решений. Для достижения поставленных целей используют специфические технологии, т.е. когда цель сформулирована ясно, но неясными остаются её средства достижения.
Что максимизирует бюрократия? Для реализации большинства целей бюрократы стремятся увеличить размер своей организации. Максимизация численности бюрократов связана с тем, что они имеют информационные преимущества перед законодателями и работают в отсутствии конкуренции. Бюрократы и конгрессмены выигрывают от увеличения общего бюджета. Бюрократы выдвигают перед конгрессменами ограничительные альтернативы: дешевую, но неэффективную программу, или эффективную, но дорогую. Чем больше бюрократический аппарат, тем ниже качество принимаемых решений, медленнее их претворение в жизнь.
Первоначальная модель Нисканена У. Нисканен впервые подошел к исследованию деятельности бюрократических учреждений с позиции анализа «издержек-выгод». Суть концепции Нисканена : бюро- это организация поставляющая данный объем общественных благ для монопольного покупателя своих услуг. Бюро- тоже монополист. Возникает ситуация двусторонней монополии. Предпочтения спонсора в виде функции «бюджет-выпуск»: (1) Где -ожидаемый выпуск бюро, - максимальный бюджет, который спонсор готов предоставить бюро. Предполагают, что. Функция предельной полезности : (2) Где - максимальная цена за единицу выпуска, которую готов заплатить спонсор. Власть спонсора направлена на захват излишка выпуска бюро.
Предполагается, что бюро покупает ресурс на конкурентных рынках. Выплачиваемые бюро цены отражены функцией «затраты-выпуск» и Минимальные суммарные выплаты владельцам ресурсов за определенный период: (3) Функция минимальных предельных затрат – это производная от суммарных затрат: (4) Бюрократ движим прежде всего собственными устремлениями, такими как жалование, служебные привилегии, общественная репутация. Базовая модель является однопериодной. Бюро –монопольный поставщик у услуги. Предполагается, что бюджет не меньше минимальных общих затрат:. Получаем - максимальный уровень выпуска бюрократии, - минимальный уровень. Равновесный уровень (5)
Стоимость Объем выпуска
Развитие модели Нисканена Функция полезности: (6) Где - текущая ценность дохода бюрократа от его должности, - служебные блага, включая неденежные выплаты, связанные с выполнением прямых обязанностей. Структура вознаграждения: (7) (8) Где - выпуск бюро, - максимальный бюджет, который одобрила бы вышестоящая организация, -минимальные затраты на выпуск бюро. Функция полезности имеет вид: (9) Определим уровень выпуска, при котором полезность бюрократа максимизируется: (10)
Модель бюрократии Таллока Функция роста бюро приобретает следующий вид: Где - размер бюро в период t+1. В этой модели бюрократ является монополистом и имеет высокое удовлетворение(полезность) от роста бюро, поскольку это позволяет ему расширить спектр предлагаемых оплачиваемых услуг и диверсифицировать спрос на деятельность бюро. Кривая спроса законодателей отражает оптимальный спрос со стороны вышестоящих организаций и со стороны населения.