Бортникова С.Л. Вводное занятие Подготовка к ЕГЭ по обществознанию для учащихся 11 классов
Структура работы Время написания работы – 210 мин. (3,5 ч.). Работа состоит из 44 заданий, за выполнение которых можно получить всего 62 балла: Часть Кол-во задан ий задания и количество баллов Итого баллов А30 каждое задание оценивается в 1 балл 30 В61, 2 – по 1 б., 3-6 – по 2 б.10 С8 из которых с 1 по 4 – задания к тексту; 1, 2, 5 – по 2 б., 3, 4, 6, 7 – по 3 б., 8 – 4 б. 22
Новое в работе 1) Много заданий по экономике. Для подготовки рекомендуются 2 пособия: Никитин. Обществознание классы. Липсиц. Экономика классы. 2) При написании эссе нужно сначала объяснить, как вы понимаете смысл высказывания, далее – своя точка зрения, аргументация, вывод.
Особенности видов заданий Социальная сфера жизни общества
1. Закрытое текстовое задание А1. Применение санкций для обеспечения соблюдения социальных норм составляет основу 1) социализации; 2) социального контроля; 3) социальной адаптации; 4) отклоняющегося поведения.
2. Задание на выбор из двух суждений А3. Верны ли следующие суждения о социализации личности? А. Процесс социализации продолжается у человека всю жизнь. Б. Важным институтом социализации выступают средства массовой информации. 1) верно только А; 3) верны оба суждения; 2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
3. Задание на завершение схемы В1. Какое слово пропущено в схеме? Социальные лифты по П.Сорокину Армия Церковь?
4. Задание, требующее закончить фразу В2. Завершите фразу: Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей называется ______________.
5. Задание на установление соответствия В3. Установите соответствие между конкретным выражением санкций и видом, к которому они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов). Выражения санкций Виды санкций 1) проявление недружелюбия; 2) наложение штрафа; 3) объявление выговора; 4) объявление бойкота; 5) отказ от сотрудничества А) формальные негативные санкции; Б) неформальные негативные санкции 12345
6. Задание на выделение нужного в общем списке В4. Найдите в приведённом ниже списке функции семьи и обведите цифры, под которыми они указаны: 1) первичная социализация; 2) обеспечение социальной стабильности; 3) поддержание общественного производства; 4) биологическое воспроизводство новых поколений; 5) преодоление социального неравенства.
7. Задание на перечисление С1. Назовите 3 общественных института, способствующих социализации личности.
8. Задание, требующее раскрытия положения на примере С2. В чём выражается взаимосвязь социальных статусов и ролей? Покажите её на конкретных примерах.
9. Задание - задача С3. После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учёбы на курсах совпало с его назначением главным инженером предприятия. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?
Ответы: 1) 2 2) 3 3) школа 4) социализацией 5) БААББ 6) 14 7) семья, школа, армия 8) в соответствии с занимаемым статусом человеку приписываются (от него ожидаются окружающими) определённые модели поведения: от матери ожидают, в первую очередь, заботы о семье, ухода за малолетними детьми, их воспитания; от работника предприятия ждут компетентности, исполнительности, умения ладить с людьми 9) социальный процесс, описанный в задании – социальная мобильность; факторы, сыгравшие здесь решающую роль – получение образования, повышение квалификации; для женщины перемещению в социальном пространстве может способствовать брак с мужчиной, имеющим более высокий социальный статус; подобные факторы получили в социологии название социальных лифтов