Методология проектирования современного учебного и внеучебного занятия на основе ФГОС Т. В. Целуковская,
КРЕДО УСПЕШНОГО ПЕДАГОГА « Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра » Джон Дьюи
Новые образовательные стандарты Традиционный взгляд Задача - Дать хорошие прочные знания ФГОС Смена образовательной парадигмы( цели ) Вместо передачи знаний- Развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности
В основе Стандарта Системно-деятельностный подход Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения
Современный взгляд на урок Искусственная, открытая, динамичная, централизованная и деятельностная система, предусматривающая взаимодействие как минимум двух субъектов, приводящее к появлению нового качества Эффективный урок-это:
Новое качество Овладением учащимися УУД Определяется новой целью:
Действия целеполагания, планирования, прогнозирования, организации, контроля, коррекции, оценки и волевой саморегуляции) Регулятивные УУД
Действия общеучебные, связанные с поиском информации, ее моделированием, структурирование м, а также действия логические и действия постановки и решения проблем Познавательные УУД
Умение выражать свои мысли, планирование и реализация сотрудничества, управление поведением партнеров, разрешение конфликтов) Коммуникативные УУД
действия смыслообразования, нравственно-этической оценки, личностного, профессионального и жизненного самоопределения Личностные УУД
Деятельности Непрерывности Целостности Минимакса Психологической комфортности Вариативности творчества Деятельности Непрерывности Целостности Минимакса Психологической комфортности Вариативности творчества Система дидактических принципов
СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ УУД; МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ УУД В ТЕЧЕНИЕ ГОДА; АЛГОРИТМИЗАЦИИ УВП; ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ; АКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ГРУППОВЫХ ФОРМ; СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ БАЗОВОГО И ПОВЫШЕННОГО (функционального или профильного уровня требований ФГОС); ОВЛАДЕНИЯ ОБОБЩЁННЫМ СПОСОБОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УРОКА НА ОСНОВЕ МЕТОДОЛОГИИ КАК СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ( ОСОЗНАННО ВЫБИРАТЬ ТЕХНОЛОГИЮ ОБУЧЕНИЯ) СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ УУД; МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ УУД В ТЕЧЕНИЕ ГОДА; АЛГОРИТМИЗАЦИИ УВП; ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ; АКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ГРУППОВЫХ ФОРМ; СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ БАЗОВОГО И ПОВЫШЕННОГО (функционального или профильного уровня требований ФГОС); ОВЛАДЕНИЯ ОБОБЩЁННЫМ СПОСОБОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УРОКА НА ОСНОВЕ МЕТОДОЛОГИИ КАК СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ( ОСОЗНАННО ВЫБИРАТЬ ТЕХНОЛОГИЮ ОБУЧЕНИЯ) Основные отличия урока по ФГОС
ВРЕМЯ КАЖДОГО ЭТАПА УРОКА; СОДЕРЖАНИЕ(СИСТЕМА ДИДАКТИЧЕСКИХ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАНИЙ; МЕТОДЫ И СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ; СРЕДСТВА И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УВП ВРЕМЯ КАЖДОГО ЭТАПА УРОКА; СОДЕРЖАНИЕ(СИСТЕМА ДИДАКТИЧЕСКИХ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАНИЙ; МЕТОДЫ И СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ; СРЕДСТВА И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УВП МОЖЕТ ИЗМЕНЯТЬСЯ : Где зона творчества учителя?
НЕВОЗМОЖНО ДАТЬ ДРУГИМ ТО, ЧЕГО У ТЕБЯ НЕТ Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей Отчего же зависит качество образования?
1 Неэффективное обучение Способы обучения и их эффективность в развитии УУД 2 Школа памяти Обучение по образцу (не обеспечивает выход на уровень ФГОС) 3 РЕПРОДУКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ 4 Проблемное продуктивное обучение ( +) 5 ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ (+)
подготовка к формулированию темы и задач урока на основе предложенного учителем учебного материала ( проблемного вопроса, задания, интриги ); привлечение внимания учащихся, обеспечение необходимой мотивации ; сотрудничество с учащимися в постановке задач урока ; постановка уровневых целей ; постановка привлекательной цели ; постановка целей через показ конечных результатов занятия ; дополнение реальной ситуации фантастикой. Методы и приёмы обучения
использование упражнений, специально разделенных на мелкие этапы и звенья ; тестовые задания ; задания с пропусками ; структурно - логические схемы с пропусками ; применение развернутых инструкций и программированных заданий с поэтапным контролем.. Методы и приёмы обучения
техника кооперации ( работа в группах с различными видами заданий, работа над проектом ); составление карты мыследеятельности ( что привело к открытию того или иного закона …); моделирование ; построение « дерева » темы ; мозговой штурм в устной и письменной формах ; техника пересечения тем ( пример : пересечение на « деревьях » нескольких тем – стрелочками ); учебные ситуации и игры ; обобщающие и структурно - логические таблицы, схемы ;. Методы и приёмы обучения
взаимообмен заданиями и вопросами ; вопросно - ответное обобщение ; использование алгоритма рассуждений, обращение к субъектному опыту ; перенос знаний в частично измененную ситуацию ; придумывание заданий, вопросов, задач ; « опрос эксперта »; интеллектуальный марафон ; использование заданий, повышающих интеллектуальную активность ; выдвижение гипотез, предложений. Закрепление новых знаний и способов деятельности
трехуровневые домашние задания ; постановка интересных учебных проблем и заданий с поиском их решений ; творческие задания ( моделирование, конструирование, сочинение, реферат и др.); техника особых заданий ; групповые задания творческого характера Домашние задания
тестовые задания ; выполнение заданий, подобных домашним ; постановка вопросов учителем и учащимися ; озвучивание таблицы ; диалог с просьбой продолжить мысль …; монологическое высказывание учащегося с последующим рецензированием его ответа товарищами ; сверка с ключом ; сочетание контроля, самоконтроля и взаимоконтроля ; Проверка домашнего задания
оценка ( самооценка ) своей деятельности на уроке ; « письмо самому себе »; « телеграмма »; « барометр настроения » ( сигнальные карточки с улыбающимися и грустными « лицами »); « пейзаж – зеркало настроения »; « птичий двор - зеркало настроения »; « координаты »; « торт предложений »; лист обратной связи и другие. Рефлексия