Формирование универсальных учебных действий на уроках математики МБОУ «Кваркенская средняя общеобразовательная школа» Герасимова Е. Л.
Универсальные учебные действия познавательные регулятивные коммуникативные личностные
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Общеучебные универсальные действия Логические универсальные действия Постановка и решение проблемы
Регулятивные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Саморегуляция
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Планирование Постановка вопросов Разрешение конфликтов Контроль, коррекция действий
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая его с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. Самоопределение Смыслообразование Нравственно-эстетическое оценивание («Что такое хорошо, что такое плохо»)
Для формирования универсальных учебных действий на уроках математики можно выделить 4 этапа: 1 этап вводно-мотивационный. 2 этап открытие математических знаний. 3 этап формализация знаний. 4 этап обобщение и систематизация.
Виды заданий для формирования личностных УУД: участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания, имеющие практическое применение; самооценка событий.
Виды заданий для формирования познавательных УУД: «Найти отличия» «Поиск лишнего» «Лабиринты» «Цепочки» Составления схем-опор Работа с разными видами таблиц Составления и распознавание диаграмм Работа со словарями
Виды заданий для формирования регулятивных УУД: «Преднамеренные ошибки» Поиск информации в предложенных источниках Взаимоконтроль Диспут «Ищу ошибку» Контрольный опрос на определенную проблему
Виды заданий Для формирования коммуникативных УУД: Составь задание партнеру Отзыв на работу товарища Групповая работа по составлению кроссвордов «Подготовь рассказ на тему…» «Объясни …»
Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика: выделять тип задач и способы их решения ; осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач; различать обоснованные и необоснованные суждения; обосновывать этапы решения учебной задачи; производить анализ и преобразование информации; проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.); устанавливать причинно-следственные связи; владеть общим приемом решения задач; создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач; осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий.
Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребенка, включающие в себя: желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»); знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими; умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации.
Критерием сформированности регулятивных действий может стать способность: выбирать средства для своего поведения; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки; начинать и заканчивать свои действия в нужный момент.
Результатом формирования личностных УУД следует считать: уровень развития морального сознания; присвоение моральных норм, выступающим регулятором морального поведения; полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации.
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Помните - каждый ребенок индивидуален. 2. Организуя, учебную деятельность по предмету учитывайте возможности и способности учеников 3. Помните, что главным является не предмет, которому ВЫ учите, а личность, которую ВЫ формируете 4. Помогите ребенку адекватно оценивать ту работу, которую он сделал 5. Помните, что знает материал не тот, кто пересказывает материал, а кто его применяет на практике 6. Научите ребенка высказывать свои мысли 7. Не бойтесь" нестандартных уроков"
Примеры заданий 1 пример: необходимо раскрасить бабочку в цвета, по определенному цвету, сначала надо вычислить значения выражений. 2 пример: решить задачу древних индусов Над озером тихим, С полфута размером, высился лотоса цвет. Он рос одиноко. И ветер порывом Отнес его в сторону. Нет Боле цветка над водой. Нашел же рыбак его ранней весной В двух футах от места, где рос. Итак, предложу я вопрос: Как озера вода здесь глубока?
3 пример: Решите уравнения и расшифруйте полученное слово 1) 35x² + 2x - 1 = 0; 5). 4 - x² = 0; 2) 9y² + 30y + 25 = 0; 6). x²- 9x + 14 = 0; 3) 3x²- 15 = 0; 7). 2x² - 11x + 9 = 0; 4) 0,5x² - 3,5x = 0; 8). -3x² + 7x + 10 = 0. Каждому ответу соответствует буква. Если все правильно решено, то получается слово БХАСКАРЫ.
Пример 4. Девочки Маша, Оля и Катя принимали участие в соревнованиях. Сравните результаты их выступлений и составьте диаграмму достижений каждой участницы в каждом виде спорта. Укажите победителя, посчитав сумму мест. Виды: Прыжки в длину / Метание / Бег Маша: 185 см / 0,01 км / 420 сек Катя: 19 дм / 1200 см / 5 мин 30 сек Оля: 1 м 7 дм / 6 см 135 дм/ 0,1 ч
Пример 5. Правильно прочтите высказывание Н.К. Крупской, записанное без пробелов. Если нужно, поставьте запятую. Математикаэтоцепьпонятий: выпадетоднозвенышкоине понятнобудетдальнейшее. Пример 6. Ученик решил задачу, найдите ошибку и оформите верное решение. Пример 7. Разбить класс на группы и предложить составить кроссворд по теме. После чего группы обмениваются кроссвордами, выполняют его и делают вывод о том, какая группа наиболее полно отразила понятия данной темы.
Спасибо за внимание !