Итоговый урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Учитель русского языка и литературы Тащилина Лариса Михайловна «Размышляем над прочитанным…»
А.С.Пушкин Повесть «Капитанская дочка» Цели урока: 1. Обобщить наблюдения над художественной формой и языком романа. 2. Закрепить умения: работы по вариантам; ориентироваться в тексте; оперировать терминами. 3. Продолжить работу над развитием речи: построением четкого ответа на поставленный вопрос в устной и письменной форме.
«Р ОМАН О ЧУДЕ, СОВЕРШАЕМОМ ЛЮБОВЬЮ » (Т. Алпатова)
П ЕТР Г РИНЁВ 1. От чьего лица ведется повествование в «Капитанской дочке»? 2. Почему же Пушкин решил вести повествование не от своего имени, а от имени Гринёва?
Ирония – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл высказывания замаскирован: говорится прямо противоположное тому, что подразумевается. 1. Приведите примеры иронического изображения в первой главе. 2. Почему ирония присутствует в описании детства?
Запишите кратко характеристику Гринёва, основные черты характера, используя следующую схему: 1. Вариант – 1,2,3 2. Вариант – 4,5,6. 1. Уплата долга за проигрыш. 2. Благодарность за спасение. 3. Поединок за честь девушки. 4. Отказ присягнуть бунтовщику. 5. Рискует жизнью ради спасения Маши, не оставляет в беде Савельича. 6. Самопожертвование ради доброго имени Маши Мироновой.
Критерий сравнения Гринёв Швабрин 1. Отношение к семье капитана Миронова. 2. Поведение на поединке. 3. Поведение во время захвата крепости пугачёвцами. 4. Отношение к Маше Мироновой. 5. Поведение с Пугачёвым. В ЫПОЛНИМ СРАВНИТЕЛЬНУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ Г РИНЁВА И Ш ВАБРИНА ( ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ )
С ООТНЕСИТЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОМПОЗИЦИИ И ЭЛЕМЕНТЫ РАЗВИТИЯ ЛЮБОВНОГО СЮЖЕТА Композиция Сюжет А) Экспозиция 1) Сцена дуэли со Швабриным, письмо отца Б) Завязка 2) Освобождение Гринёва, женитьба на Маше В) Кульминация 3) Детство Петруши в родовом имении Г) Развязка 4) Знакомство Гринёва с Машей Мироновой
Емельян Пугачёв Историческая правда Художественный вымысел «Мужицкий царь», предводитель бунта. Служили и те, кто ему не верили Взаимоотношения с Гриневым «В Пугачёве- разбойнике побеждает человек»: Взятие поволжских городов, безуспешная осада Оренбурга Способен проявить милость Умный, отважный, энергичный Может быть благородным: на добро отвечает милостью Жестокий Способен оценить честь и мужество противника Трагическая судьба
2. Почему Миронова просит у императрицы «Милости, а не правосудия»? 3. Пушкин назвал произведение «Капитанская дочка», а не «Гринёв» или «Пугачев». С чем это связано? 1. Почему Маша отказалась венчаться с любимым, прочтя письмо отца Гринева? О ком она заботилась?
Р ЕШИМ ПРОБЛЕМУ : КТО БОЛЬШЕ ВСЕГО ЗАСЛУЖИВАЕТ ХАРАКТЕРИСТИКИ « ВЕЛИКОДУШНЫЙ ГОСУДАРЬ »?
О БЪЯСНИТЕ СМЫСЛ ЭПИГРАФА к повести «Береги честь смолоду» и к уроку «Роман о чуде, совершаемом любовью»…
Домашнее задание
geniy-pushcin.lirejour iumka.ru lirainternet.ru russ-yaz.ru the-planet-books.com toma.ru taday.ru fasolki.net morister.ru vkratze.ru v4ulit.ru Интернет-ресурсы