Технология портфолио
Содержание 1. Понятие портфолио 2. Функции портфолио 3. Виды портфолио 4. Структура портфолио 5. Части портфолио 6. Портфолио в вузе 7. Заключение
Портфолио В конце 80-х годов американскими педагогами был разработан альтернативный вариант проверки ЗУНов, так называемое портфолио или папка достижений. По сути, портфолио является лишь частью, конкретным видом так называемого «аутентичного оценивания». далее
Портфолио Аутентичное оценивание – это вид оценивания, применяющийся, прежде всего, в практико-ориентированном образовании и предусматривающий оценивание сформированности умений и навыков обучающихся в условиях помещения их в ситуацию, максимально приближенную к реальной жизни – повседневной или профессиональной. В обучении на основе компетентностного подхода аутентичное оценивание направлено на выявление уровней сформированности компетенций. далее
понятие Портфолио Портфолио – это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащихся» (Кол. авт. Т.Г.Галактионова и др.); Портфолио - коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс или достижения в определенной области. (Marzano R.J.); Портфолио - рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся.(Valencia, 1990); Портфолио - целенаправленная коллекция работ учащихся, которая демонстрирует их усилия, прогресс, достижения в одной или более областях (Meier, 1991). назад
Функции портфолио Диагностическая - фиксирует изменения и рост за определенный период времени; Целеполагания - поддерживает учебные цели; Мотивационная - поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей; Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ; Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году; Рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений. назад
Виды портфолио В зависимости от цели В зависимости от содержания Выделяемые в педагогической литературе Выделяемые в педагогической литературе назад
Виды портфолио В зависимости от цели выделяют: портфолио – собственность (собирается для себя); портфолио – отчет (собирается для преподавателя). назад
Виды портфолио В зависимости от содержания выделяют: портфолио достижений: включает в себя результаты работы ученика по конкретному блоку учебного материала, оформленные всеми возможными (известными, доступными) способами; рефлексивный портфолио: включает в себя материалы по оценке/самооценке достижения целей, особенностей хода и качества результатов своей учебной работы; по анализу особенностей работы с различными источниками информации; ощущений, размышлений, впечатлений и т.д.; далее
Виды портфолио проблемно-ориентированный портфолио: включает все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо конкретной проблемы; портфолио для развития навыков высшего мышления: включает материалы, отражающие процесс обучения работе на уровне анализа – синтеза – оценивания; тематический портфолио: включает материалы, отражающие работу ученика в рамках той или иной темы или модуля. назад
Виды портфолио В педагогической литературе наиболее часто встречаются следующие виды портфолио: Портфолио документации (известен также как «рабочий» портфолио). Показывает развитие и рост в обучении учеников, представленный работами и идентифицированными результатами, собранными на протяжении всего периода. Может включать все – от зарождения идеи до ее воплощения и конечного результата. Портфолио процесса. Включает подходы ко всем аспектам или стадиям процесса обучения. Особенно полезны при изучении документации полного процесса обучения. Показывает объединение учеником определенных знаний или навыков, развитие этих навыков. Позволяет ученикам рефлексировать процесс обучения. назад
Структура портфолио Каков бы ни был вид портфолио, он представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом. Крупные блоки материалов называются разделы, внутри которых выделяют рубрики. Количество разделов и рубрик (а также их тематика) может быть различным и определяется в каждом отдельном случае. далее
Структура портфолио Общепринятой и чаще всего использующейся является структура, включающая следующие разделы: Портрет Коллектор Рабочие материалы Мои достижения назад
Раздел «Портрет» В этом разделе, автор портфолио имеет возможность представить себя любым доступным для этого способом. Это может быть эссе, синквейн, фотография и т.д. назад
Раздел «Коллектор» Раздел, содержащий любую информацию, которую ученик собирает в соответствии с темой портфолио. Здесь могут находиться словарные и энциклопедические статьи, материалы периодических изданий, информационные материалы, полученные от преподавателя и т.д. – одним словом, все, что связано с тематикой портфолио и не является продуктом деятельности ученика – автора портфолио. Иными словами, «коллектор» – это своего рода «копилка» материалов и информации, часть из которых будет использована в работе по изучаемой теме, а часть может перейти в портфолио по следующим темам. назад
Раздел «Рабочие материалы» Раздел, включающий информацию, которая была использована автором портфолио в процессе подготовки и выполнения тех или иных заданий: графические материалы (таблицы, графики, схемы и т.п.), тексты сообщений и докладов; различные творческие работы; выполненные контрольные и самостоятельные работы; материалы по проектной деятельности ученика и т.д. Одним словом, данный раздел представляет собой копилку различного рода заданий, выполненных автором в процессе работы над портфолио. назад
Раздел «Мои достижения» Раздел является заключительным и содержит работы, которые, по мнению автора портфолио, демонстрируют его прогресс в обучении. Это могут быть наиболее удачно выполненные контрольные и самостоятельные задания, отзывы преподавателей и учеников о какой-либо выполненной работе, рисунки, сертификаты и т.д. Обязательным требованием является наличие рефлексивного комментария к каждому материалу этого раздела, в котором ученик поясняет, почему он считает данную работу своим достижением. назад
Части портфолио Обязательная часть Портфолио Вариативная часть Блок самооценки назад
Блок самооценки Смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности Процедура самооценки включает: Разработку преподавателем четких эталонов оценивания и ознакомление с ними учеников; Создание необходимого психологического настроя учеников на анализ собственных результатов; Обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания ученикам известны и они самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты; Составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов. назад
Вариативная часть Предполагает расширенный или углубленный уровень освоения содержания модуля (или курса) и рассчитана на высокую познавательную активность учеников. Здесь, наряду с заданиями повышенной сложности, могут быть предложены работы творческого характера. Поэтому вариативная часть может включать дополнительные рубрики, которые ученик предлагает сам. назад
Обязательная часть Может иметь различное наполнение и включать как одинаковые для всех, так и альтернативные задания и формы работы. В любом случае обязательная часть заключает в себе информацию и задания, обеспечивающие достижение образовательного стандарта по предмету. Важно, что даже на уровне стандарта ученики имеют возможность выбора заданий, в наибольшей степени соответствующих их индивидуальным особенностям. назад
Портфолио в вузе Варианты использования; Варианты использования Стадии разработки; Стадии разработки Алгоритм запуска; Алгоритм запуска Механизм оценки; Механизм оценки Критерии оценки; Критерии оценки Достоинства портфолио; Достоинства портфолио Недостатки портфолио. Недостатки портфолио назад
Варианты использования портфолио в вузе Портфолио в ВУЗе имеет двойное предназначение: – с одной стороны, оценка учебных успехов студентов, - с другой стороны, оценка готовности к профессиональной деятельности. далее
Оценка учебных успехов В этом случае портфолио служит «как инструмент оценки, изменяющейся во времени по мере документально подтвержденного развития готовности к обучению и профессиональному росту в период нахождения в вузе. По мере освоения учебных курсов портфолио отображает достижения студента в приобретении навыков и компетенций, необходимых для успешной и долгой карьеры. далее
Оценка готовности к профессиональной деятельности Портфолио является важным инструментом передачи деловой и личностной информации о студенте - выпускнике вуза (в виде резюме и рекомендательных писем) потенциальным работодателям, для поступления на работу на условиях как частичной (еще в период обучения), так и полной занятости. Портфолио содержит гораздо больше информации, чем резюме. Полное и качественное портфолио отражает весь спектр умений и способностей выпускника вуза и «создает условия для принятия оптимального кадрового решения. назад
Стадии разработки Первая стадия – организация и планирование. Начальная стадия развития, которая влечет за собой принятие решения со стороны преподавателя и студентов. Студентам следует полностью понять цель портфолио и его статус средства контроля и оценки собственного развития. Вторая стадия – собрание. Основная стадия представляет собой собрание значимых материалов, отражающий образовательный опыт студента и цели. Решения на этой стадии должны приниматься по отношению к контексту и содержанию портфолио. Выбор и сбор материалов основывается на разнообразии фактов, но при этом все материалы должны ясно отразить критерии и стандарты, идентифицированные для оценивания портфолио. Третья стадия – осмысливание. Везде, где возможно, должно быть свидетельство метакогнитивных реакций студента после процесса обучения и их контроля, понимание развития ключевых знаний и навыков. назад
Алгоритм запуска Мотивация: каждому студенту должно быть понятно, зачем нужно выполнять портфолио, возможно он сможет получить за него дополнительную оценку, либо портфолио позволит ему получить зачет по той или иной теме. Определение вида портфолио: вид портфолио может быть задан преподавателем или выбран по желанию студента. Сроки сдачи и время работы над портфолио: на занятиях, во время самостоятельной работы, во время домашней подготовки. Общее количество рубрик: оптимальным количеством рубрик нам кажется 10, из них часть – обязательные, которые должны быть у каждого, часть – по выбору студента. Критерии оценивания: обсуждаются и определяются совместно с студентами. Определенные критерии могут быть обязательными и не подлежащими обсуждению, например наличие всех обязательных рубрик, аккуратность и полнота выполнения работы и т.п. Способы оценивания: целесообразно, на наш взгляд, до начала работы над портфолио проговорить с студентами, какие способы будут использованы для оценивания портфолио. назад
Механизм оценки оценивается только процесс и характер работы над портфолио; оцениваются по заданным критериям только отдельные части портфолио (например, обязательные рубрики); оцениваются все рубрики, общая оценка выводится как среднее арифметическое; оценивается окончательный вариант портфолио по заранее определенным критериям; оценивается не только сам портфолио, но и качество его презентации; портфолио не оценивается, а студент выбирает отдельные части для презентации на итоговом занятии, что является допуском к зачету или экзамену. назад
Критерии оценки наличие обязательных рубрик и выводов; использование исследовательских методов работы; проективный характер портфолио; «личностную привязку» содержания; качество оформления; анализ полезности портфолио для самого студента. назад
Достоинства портфолио Может быть использовано для просмотра обучения и развития студента в продольном срезе (динамике) Дает возможность оценить различные компоненты учебного плана (например, письменные навыки, способность анализировать) Образцы из портфолио в большей степени, чем результаты тестов отражают способности студентов. Анализ и обзор данных, собранных в портфолио, предоставляет прекрасную возможность для обсуждений целей и задач учебного плана, обзора результатов. Экономия усилий и времени студентов, поскольку отпадает необходимость дополнительных временных затрат на «организацию оценивания» назад
Недостатки портфолио Отнимает много времени и усилий у экспертов по оцениванию Незаинтересованность профессорско- преподавательского состава, т.к. эксперт может обнаружить неадекватность оценки. назад
Заключение Регулярное использование технологии портфолио на различных предметах позволит увеличить исследовательский компонент в преподавании различных дисциплин, в разных формах. Даст возможность опытным преподавателям-наставникам наблюдать за повседневной деятельностью учеников, а значит, во время корректировать и направлять их деятельность. Портфолио предлагает идеальный вариант для контроля прямого опыта учеников при оценке работ и измерении изучения значимых задач. Он может фиксировать как конечные результаты, так и продолжающееся развитие мышления. далее