: Описание системы работы Использование технологии модульного обучения на уроках математики (учитель математики МОУ СОШ14 Барковская В.В.)
Одной из основных задач современной школы является обучение самостоятельному отбору и использованию необходимой информации. Средством обучения, позволяющим решить эту задачу, может быть модульное обучение, суть которого выражается в том, что учащийся самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем. Такая технология обучения предусматривает создание обучающих программ различных видов, которые включают поэтапное освоение информации. Такие обучающие программы требуют составления учебного алгоритма, т. е. предписание, определяющее последовательность действий. Как разновидность этого процесса возникло модульное обучение.модульное обучение.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Изменение структуры учебного года, деление его на периоды по Изменение структуры учебного года, деление его на периоды по 5 – 6 учебных недель, с каникулами после каждого периода 5 – 6 учебных недель, с каникулами после каждого периода Учебные предметы изучаются блоками, группируются по полугодиям и по неделям Учебные предметы изучаются блоками, группируются по полугодиям и по неделям При построении учебного материала используется принцип модульности: материал делится на блоки, из которых строится курс При построении учебного материала используется принцип модульности: материал делится на блоки, из которых строится курс Учебная деятельность алгоритмизируется Учебная деятельность алгоритмизируется Освоение материала происходит в процессе завершенного цикла учебной деятельности, причем подразумевается вариативность уровня сложности Освоение материала происходит в процессе завершенного цикла учебной деятельности, причем подразумевается вариативность уровня сложности
Модуль – отдельный этап работы на уроке в котором объединены учебная информация и способы овладения ею
В модуль входят: В модуль входят: В модуль входят: В модуль входят: 1) ПЛАН ДЕЙСТВИЙ С КОНКРЕТНЫМ УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ; 1) ПЛАН ДЕЙСТВИЙ С КОНКРЕТНЫМ УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ; 2) БАНК ИНФОРМАЦИИ; 2) БАНК ИНФОРМАЦИИ;2) БАНК ИНФОРМАЦИИ;2) БАНК ИНФОРМАЦИИ; 3) МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО 3) МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО3) МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО3) МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ДОСТИЖЕНИЮ УКАЗАННЫХ ЦЕЛЕЙ. ДОСТИЖЕНИЮ УКАЗАННЫХ ЦЕЛЕЙ.
Банк информации - это учебное содержание. Оно выстраивается в соответствии с дидактическими целями и должно быть таким, чтобы ученик эффективно его усвоил. Банк информации - это учебное содержание. Оно выстраивается в соответствии с дидактическими целями и должно быть таким, чтобы ученик эффективно его усвоил.Банк информации - это учебное содержание. Оно выстраивается в соответствии с дидактическими целями и должно быть таким, чтобы ученик эффективно его усвоил.Банк информации - это учебное содержание. Оно выстраивается в соответствии с дидактическими целями и должно быть таким, чтобы ученик эффективно его усвоил.
Методическое руководство по усвоению учебного содержания - это письменные советы учителя ученику: как лучше выполнить задание, где найти нужный учебный материал, как выполнить проверку и т.д. Методическое руководство по усвоению учебного содержания - это письменные советы учителя ученику: как лучше выполнить задание, где найти нужный учебный материал, как выполнить проверку и т.д.Методическое руководство по усвоению учебного содержания - это письменные советы учителя ученику: как лучше выполнить задание, где найти нужный учебный материал, как выполнить проверку и т.д.Методическое руководство по усвоению учебного содержания - это письменные советы учителя ученику: как лучше выполнить задание, где найти нужный учебный материал, как выполнить проверку и т.д.
Модульные занятия отличаются от обычных уроков тем, что учащийся работает с учебной программой, составленной из учебных элементов. Приступая к разработке модульного урока, надо помнить, что он должен занимать не менее двух академических часов, поскольку на таком занятии необходимо определить исходный уровень знаний и умений учащихся по изучаемой теме, дать новую информацию и отработать учебный материал
Технология модульного обучения
3. Структурировать учебное содержание вокруг этих идей в определенные блоки. 5. Из КДЦ выделяются интегрирующие дидактические цели ( ИДЦ) и формируются модули 6. ИДЦ ( интегрирующая дидактическая цель ) делится на частные дидактические цели ( ЧДЦ ) 1. Разработать модульную программу. 2. Выделить основные научные идеи курса. 4. Формируется комплексная дидактическая цель ( КДЦ) 4. Формируется комплексная дидактическая цель ( КДЦ)
СТРУКТУРА МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ мп М-3 М-4М-5 УЭ - 1 УЭ - 0 М-2 М-1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО КУРСУ Стержневые линии линии Ведущие знания знания Второстепенные знания Сопутствующее повторение Трудноусваиваемые темы Внутрипредметные связи Межпредметные связи Пути преодоления преодоления затруднений
1. Определение места модульного урока в теме. 2. Формулировка темы урока. 3. Определение и формулировка интегрирующей цели урока и конечных результатов обучения. 4. Отбор фактического материала. 5. Отбор методов и форм преподавания и контроля. 6. Определение способов учебной деятельности. 7. Разбивка учебного материала на отдельные логически завершенные учебные элементы. 8. Составление модуля данного урока. 9. Подготовка необходимого числа копий текста урока.
Номер учебного элемента Название учебного элемента элемента Управление обучением (содержание, формы, методы ) 1.К.0 Цели и задачи модуля Необходимые знания и умения 1.К.1 Учебные элементы Пояснения к учебному материалу ………Обобщение (резюме ) Источники информации, алгоритмы решения задач 1.К.L Контроль ( самоконтроль и выходной контроль по трем уровням) Ответы, методы и ФОПД, внутрипредметные связи
ПРАВИЛА построения модуля 1. Проводить входной контроль перед каждым модулем 2. В конце каждого учебного элемента осуществлять промежуточный контроль 3. В конце модуля проводить выходной контроль
Второй шаг состоит в том, что на каждый класс составляется технологическая карта. Пятый шаг - градация интегрирующих дидактических целей на частные дидактические цели и формирование содержания учебных элементов, составляющих модуль. Четвертый шаг связан с выделением в комплексной дидактической цели интегрирующих дидактических целей - также на трех уровнях - для каждого модуля и отбором его содержания, которое представляет собой законченный блок информации, т.е. выстраивается система модулей. Третий шаг - создание модульной программы, компонентами которой являются дидактическая цель и совокупность модулей модульной программы. Разработка модульного урока Первый шаг - это представление учебного курса как системы, т.е. первичное структурирование содержания.
Учебный элемент ( УЭ ) Учебный элемент ( УЭ ) УЭ - О – определяет интегрирующую цель по УЭ - О – определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения достижению результатов обучения УЭ – 1 – задания по выявлению уровня исходных УЭ – 1 – задания по выявлению уровня исходных знаний (входной контроль) знаний (входной контроль) УЭ – 2(3,4…) – пояснения к учебному материалу УЭ – 2(3,4…) – пояснения к учебному материалу УЭ – n – выходной контроль УЭ – n – выходной контроль
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ СОДЕРЖАНИЯ ВСЕГО БЛОКА ИЛИ ЕГО ОТНОСИТЕЛЬНО ЗАКОНЧЕННЫХ ЧАСТЕЙ; ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ СОДЕРЖАНИЯ ВСЕГО БЛОКА ИЛИ ЕГО ОТНОСИТЕЛЬНО ЗАКОНЧЕННЫХ ЧАСТЕЙ; ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ «УЧЕБНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ» СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЕДИНИЦ СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ ); ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ «УЧЕБНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ» СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЕДИНИЦ СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ ); «ЗАЧЕТНЫЙ ЛИСТ» С «ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТОЙ»ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ И УРОВНЕВЫМИ КРИТЕРИЯМИ; «ЗАЧЕТНЫЙ ЛИСТ» С «ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТОЙ»ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ И УРОВНЕВЫМИ КРИТЕРИЯМИ; КАРТОЧКИ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ И ВЗАИМОКОНТРОЛЯ; КАРТОЧКИ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ И ВЗАИМОКОНТРОЛЯ; ОБРАЗЕЦ ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ИЛИ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАЧЕТА; ОБРАЗЕЦ ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ИЛИ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАЧЕТА; «РЕШЕБНИК» ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ С ОБРАЗЦАМИ РЕШЕНИЙ И ОТВЕТАМИ; «РЕШЕБНИК» ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ С ОБРАЗЦАМИ РЕШЕНИЙ И ОТВЕТАМИ; ЗАДАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА ДЛЯ СВОБОДНОГО ВЫБОРА ЗАДАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА ДЛЯ СВОБОДНОГО ВЫБОРА МОДУЛЬНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧЕНИКА
Реальный результат Реальный результат Что это дает? Что это дает? За счет чего? За счет чего?
развитие познавательных способностей; развитие познавательных способностей; развитие познавательных способностей; развитие познавательных способностей; развитие социальных способностей; развитие социальных способностей; развитие социальных способностей; развитие социальных способностей; развитие коммуникативных способностей; развитие коммуникативных способностей; развитие коммуникативных способностей; развитие коммуникативных способностей; сформированность у каждого выпускника школы необходимых общеучебных умений и навыков; сформированность у каждого выпускника школы необходимых общеучебных умений и навыков; сформированность у каждого выпускника школы необходимых общеучебных умений и навыков; сформированность у каждого выпускника школы необходимых общеучебных умений и навыков; навыки самообразования. навыки самообразования. навыки самообразования. навыки самообразования.
Структура оценочной шкалы
Результат достигается за счет постоянного положительного приращения человеческого «САМО», мотивации на каждом этапе, рефлексии, сотрудничестве, не создающих дополнительных жизненных проблем ученику Результат достигается за счет постоянного положительного приращения человеческого «САМО», мотивации на каждом этапе, рефлексии, сотрудничестве, не создающих дополнительных жизненных проблем ученику Результат достигается за счет постоянного положительного приращения человеческого «САМО», мотивации на каждом этапе, рефлексии, сотрудничестве, не создающих дополнительных жизненных проблем ученику Результат достигается за счет постоянного положительного приращения человеческого «САМО», мотивации на каждом этапе, рефлексии, сотрудничестве, не создающих дополнительных жизненных проблем ученику
Необходимые условия перехода на модульное обучение достаточная подготовка учителя, его желание осваивать новые технологии обучения; достаточная подготовка учителя, его желание осваивать новые технологии обучения; готовность школьников к выполнению самостоятельной учебно-познавательной деятельности, сформированности у учеников минимума знаний и общеучебных умений и навыков; готовность школьников к выполнению самостоятельной учебно-познавательной деятельности, сформированности у учеников минимума знаний и общеучебных умений и навыков; Возможность тиражирования модулей, т.к. каждый ученик должен быть обеспечен программой действий. Возможность тиражирования модулей, т.к. каждый ученик должен быть обеспечен программой действий.
Результаты входной контрольной работы В классе 25 учащихся. Выполняли работу – 25 человек «5» - 0 «4» - 2 «3» - 8 «2» - 15 Успеваемость – 48% качество обученности 8% После применения модульной технологии успеваемость стала постепенно расти, качество обученности тоже, в конце года. Успеваемость – 87 – 92% качество обученности 32 – 48%
С наступающим новым годом!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !