Автор: Ермагамбетова М. С. Учитель географии
Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать образованным? Заинтересованность Упорство Способности Компетентность Вывод: Образованная, грамотная личность – это опора, основа нашей современности.
Наша педагогическая деятельность направлена на решение следующих двух основных задач: выявление конкурентоспособной личности; предоставление ребенку возможности проявить свои творческие способности в выбранном им направлении.
Содержание географического образования Физическая география География материков и океанов Физическая география Казахстана Экономическая и социальная география Казахстана Экономическая и социальная география мира (по направлениям)
Принципы организации обучения в малокомплектной школе с краткосрочным пребыванием учащихся учет психофизиологических и возрастных особенностей личности учащихся; адаптация учащихся к условиям обучения в школе; ориентированность на достижение ожидаемых результатов; открытость; активность
Проблемы и барьеры для педагогов при внедрении новых форм и технологий обучения значительные затраты времени на подготовку недостаток времени на уроке отсутствие технологий обучения для малокомплектных школ мало соответствующей методической литературы
Технологии самостоятельного обучения Уровни усвоения знаний: воспроизводящая деятельность преобразующая деятельность творческо- поисковая деятельность
Истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) Технология коллективного способа обучения (КСО) Технология критического мышления
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) Использование цифровых технологий и мультимедийных средств обучения Электронные учебники Презентации PowerPoint Видео и аудио материалы Флипчарты
Решение задач: Дидактические Развивающие деятельность учителя направляется не на воспроизводство информации, а на оказание сопровождения с целью получения максимальной отдачи от обучения; осуществляется обратная связь в процессе выполнения заданий формируется положительная мотивация учебной деятельности творческо-поисковой деятельности развивается информационная культура и умение ориентироваться в различных информационных потоках
Этапы современного урока с использованием ИКТ: при контроле знаний при оформлении творческих работ при объяснении нового материала при выполнении исследовательских работ
Положительные стороны использования ИКТ в учебном процессе: обучаемые учатся выслушивать мнение другого взвешивать и оценивать различные точки зрения участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение помогают установить эмоциональные контакты между учащимися приучают работать в команде снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. помогают поддерживать интерес школьников к географии и этнографии помогают организовать их самостоятельный систематический труд дают знания и навыки владения способами группового и индивидуального обучения.
Использование ИКТ позволяет: экономить время повышать мотивацию к обучению выбрать каждому ученику свой темп работы решать творческие задачи использовать информацию, найденную в Интернете реализовать принцип партнерства обеспечить личностно-ориентированный подход к обучению
Уроки с использованием ИКТ увлекательны, они захватывают своей новизной, доступностью, масштабом и просто доставляют удовольствие в работе как учителям, так и учащимся.
Технология КСО Организация учебной деятельности, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах или малых группах, когда каждый учит каждого. «Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – я запомню, Вовлеки меня – я научусь» (китайская мудрость).
Решение задач: Дидактические Развивающие обучают ученики; разные темпы и материал; полная самостоятельность; сотрудничество – основа обучения; усвоение и применение максимально приближены. осуществляется обратная связь в процессе выполнения заданий ученик – субъект + объект; обучение в соответствии с индивидуальными особенностями; спонтанный характер обучения; учатся выступать, рассуждают, доказывают; развитие творческих способностей.
Этапы современного урока с использованием КСО: при контроле знаний на уровне организационных коллективных учебных занятий при оформлении творческих работ при объяснении нового материала - на уровне приемов(10-15 минут) при выполнении исследовательских работ
Формы обучения КСО: Парную работу учащихся можно использовать в трех видах: - статическая пара ( малая группа), которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» - «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения; - динамическая пара: выбирают четверо учащихся и готовят одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., т.е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей; - вариативная пара, в которой каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.
Использование КСО позволяет: - формировать адекватную самооценку личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений; каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе; - повышать ответственность не только за свои успехи, но и результаты коллективного труда; - отпадает необходимость в содержании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся. Что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе; - обсуждение одной формации с несколькими увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно обеспечивает более прочное усвоение. реализовать принцип партнерства обеспечить личностно-ориентированный подход к обучению.
Важнейшее преимущество КСО - высвобождение учителя от значительной доли фронтальной работы с классом и соответственно увеличение времени для индивидуальной помощи учащимся.
Технология «критического мышления» Критическое мышление это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений.
Решение задач: Дидактические Развивающие обучение на основе критического, аналитического, логического мышления знания приобретаются в деятельностной форме формирование инновационных потребностей самосовершенствования индивидуальное развитие учащихся, становление личности
Этапы современного урока с использованием технологии «критического мышления»: вызов: активизация ранее полученных знаний осмысление : предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации рефлексия: размышление, (возврат)
Положительные стороны использования технологии «критического мышления» в учебном процессе: Актуализация опыта и предыдущих знаний обучаемых. Активизация деятельности учащихся. Освоение способа работы с информацией. Создание целостного представления о предмете.
Использование технологии «критического мышления» позволяет: повышать мотивацию к обучению развивать навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний; совершенствовать навыки логического мышления и понимания; формировать понимание и систематизацию знаний, соотнесение известного с новым решать творческие задачи
Технология «критического мышления» Развивает географическое мышление. Главная цель данной технологии - научить ученика самостоятельно, под руководством учителя добывать знания, вырабатывать свое мнение.
ТЕХНОЛОГИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ЛИЧНОСТНАЯ ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ ТВОРЧЕСТВОКОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ