Презентация ученицы 11 Б класса Доможировой Евгении
ШИШКИН Иван Иванович ( ), русский живописец и график. Родился в купеческой семье. Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств ( ). Жил преимущественно в Петербурге. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы
Картина пользуется популярностью из-за занимательного сюжета. Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы. Показан не глухой дремучий лес, а солнечный свет, пробивающийся сквозь колонны великанов. Чувствуется глубина оврагов, мощь вековых деревьев. И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. Мы являемся наблюдателями за дикой природой и ее обитателями.
Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Монументально- романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева.
Шишкин - замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы [в наиболее типических своих записях он обычно поминает не просто «лес», но лес из «осокорея, вязов и частью дубов» (дневник 1861 года) или «лес еловый, сосновый, осина, береза, липа»]. С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе. Классические произведения Шишкина- такие, как «Рожь»
Четыре года Шишкин прожил в Петербурге, обучаясь в Академии художеств у Сократа Воробьева, слабого художника, сына талантливого пейзажиста Максима Воробьева. На этюды студенты выезжали на Лисий Нос, в Дубки, на легендарный остров Валаам, по сути дела, этюдная практика окончательно сформировала Шишкина-рисовальщика. В 1857 году он получил малую серебряную медаль за четыре рисунка, в которых показал себя виртуозом. В том же году был награжден второй малой медалью, а в 1858 году получил большую серебряную медаль за три рисунка и восемь этюдов, исполненных на Валааме. Малая золотая медаль была присуждена за картину «Вид на острове Валааме»
Художник заинтересовался изображением атмосферных состояний и передачей световоздушной среды, не изменяя при этом своему основному творческому принципу – цельности видения предметной формы. «Дождь в дубовом лесу» – лучшее тому подтверждение. В этой работе автор по-прежнему абсолютно точен и объективен.
«Дубовая роща» – одно из лучших произведений Шишкина. Основу композиции составляет гармоническое сочетание монументальности и подробной разработки деталей. Мы словно читаем историю дубов, своего рода персонажей, подобных былинным героям. Нашему взгляду предстают изогнутые ветви и вековая кора, покрытая трещинами. «Морщины завинчены» вдоль стволов в стремительном движении. Поляна оживает в разнообразии травяного покрова. Она естественно сливается с дальним планом, а впереди тщательно выписаны каждая травинка, каждый цветочек.
На картине изображён типичный образ зимней русской природы. Проведя детство и юность в диких лесах Вятской губернии, Иван Шишкин запечатлел их величественный и монументальный строй во многих произведениях. Этот опыт позволял ему угадывать и тщательно выписывать характер каждого дерева. В работе использован типичный для Шишкина приём – срез рамой верхушек деревьев – для усиления впечатления огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне.
Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно принадлежит место самого сильного рисовальщика. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях.