Опыт Российско-Британского сотрудничества в рамках проекта BRIDGE «Обучение и управление в здравоохранении»: уроки и практические результаты проф. К.С.Клюковкин, д.м.н. Кафедра общественного здоровья и здравоохранения СПбГМУ им.акад.И.П.Павлова
Задачи проекта Ожидания участников проекта Трудности реализации и их преодоление Уроки Практические результаты
Проект BRIDGE Поддержка Правительства Великобритании (Британский Совет) и Правительства РФ (Национальный Фонд Подготовки Кадров) Цель проекта – содействовать развитию Российского образования (соответствие Европейскому качеству образования) в рамках Болонского соглашения Bridge I – 12 победителей, из них 1 медицинский ВУЗ – СПбГМУ им.акад.И.П.Павлова
Ожидания участников 1. Обеспечить конкурентоспособность образовательных программ 2. Удовлетворить потребность специалистов в развитии своих профессиональных навыков 3. Обеспечить конкурентоспособность Университета в новых условиях (Болонское соглашение)
Этапы проекта 1 этап – подготовительный осень 2005 года - осень 2006 года 2 этап – валидация программы июнь-сентябрь 2006 года 3 этап – начало обучения группы 1 ноябрь 2006 года 4 этап – модернизация и обучение группы 2 с октября 2007 года
Трудности создания программ двойных дипломов двойные дипломы- двойные стандарты (глубокий анализ и поиск компромисса) создание совместных программ - новый опыт для британских партнеров, проблема франчайзинга слабая осведомленность об особенностях образовательной системы в стране партнере (изучение и разъяснение) разные условия у студентов (н-р,: ресурсное обеспечение, предыдущий учебный опыт)
Внутренние трудности (1) 1. Устойчивый стереотип методологии преподавания - у руководителей проекта (изучение, вовлечение); - у преподавателей (отбор, информирование, вовлечение); - у руководства ВУЗа (информирование, вовлечение); - у студентов (отбор, информирование, вовлечение); - у профессионального сообщества (информирование, вовлечение)
Внутренние трудности (2) 2. Низкая активность участников команды большая нагрузка сотрудников по основной деятельности (научной, учебной, лечебной и др.), (объединение проектов);
Внутренние трудности (3) 3. Ресурсные ограничения а) ограниченные финансовые возможности проекта (тщательные расчеты предстоящих затрат, введение платы за обучение, привлечение ресурсов ВУЗа); б) слабость информационной (ресурсной) поддержки студентов – литература, электронные базы, Blackboard (языковой отбор, пошаговая стратегия совершенствования своей ресурсной базы)
Особенности программы и связанные с этим трудности Практическая направленность (Письменные задания, связанные с практической работой студента) Индивидуальное обучение (каждый студент сам формулирует для себя задание)
Особенности программы и связанные с этим трудности (2) Высокий уровень самостоятельности студента (кураторство вместо менторства, необходимость изменения стереотипа у студентов и у преподавателей; необходимость информационной поддержки – Blackboard)
Особенности программы и связанные с этим трудности (3) Использование комплексной многоуровневой системы обеспечения качества - открытая - беспристрастность (слепое) - двойная оценка - многофакторная оценка - многоуровневая (3 уровня) - коллегиальное принятие решения Обеспечивает: - объективность оценки, - неизбежность соблюдения правил (из 15 – 5 дошли до конца)
Особенности программы и связанные с этим трудности (4) Различие в содержании (2 преподавателя по каждому модулю) - формирование общей концепции - формирование общей методологии - согласование программ, занятий, кейсов и др.
Уроки (1) При изучении чужого опыта Познание через практику Не делать то, что не принимаешь Спроси у 3 профессионалов «Повторение - мать учения» Не меняй, пока не поймешь
Уроки (2) При организации работы Вовлечение в процесс – наиболее эффективный путь преодоления сопротивления переменам Ищи элементы нового в старом Открытость повышает эффективность Мониторинг результатов Методология важнее содержания
Результаты Два выпуска по магистерской программе Подготовка к созданию новой программы Команда преподавателей-новаторов Осознанный подход к реализации Болонских принципов Пересмотр и модернизация действующих программ последипломного уровня Создание новых программ с использованием более эффективной методологической базы Развитие системы менеджмента качества в СПбГМУ
Спасибо за внимание!