Юбка не сразу появилась как отдельный элемент одежды. В Египте, в Древнем царстве женщины всех сословий носили закрытую, доходящую до лодыжек рубаху, которая начиналась под грудью и держалась на бретелях. С появлением плаща рубаха постепенно, по мере совершенствования способа оборачивания плаща вокруг тела, стала ненужной. Достаточно четкое изображение имеют длинные юбки-передники с драпировкой у знатных египтянок и цариц, запечатленные в древнеегипетских рельефах.
Во время перехода от барокко к рококо (эпоха Регентства) очертания женского костюма меняются основательно. Платье слегка зашнуровывается в талии, юбка поддерживается кринолином умеренной ширины. Излюбленной становится удобная одежда, спереди без прилегания падающая с открытой шеи на кринолин, а сзади образующая складки, которые мягко облегают спину, заканчиваясь небольшим шлейфом. Новые элементы получили развитие в костюме рококо (стиль в декоративном искусстве, отличающийся изяществом форм, с характерным образом раковины): вновь после перерыва примерно в столетие круглый куполообразный кринолин начинает эпоху своего господства, завоевывая весь мир. Он удержится на «подмостках моды» свыше шестидесяти лет.
Перед 1880 г. модный силуэт радикально изменился. Юбка стала прямой от бедер до колен и походила на футляр (рис. 1). Чтобы походка не казалась неграциозной, в юбку на уровне колен вставляли ленту, которая не позволяла делать широкие шаги. Над коленями делался напуск, спереди оставляя открытыми ступни, а сзади - гладкий шлейф. Женский костюм в XX в. претерпевает многократные и значительные изменения, совершив решительный поворот от «некоммуникабельных» юбок и нелепо карикатурных корсетов к простым и удобным конструктивным решениям. Последнее десятилетие XIX в. и первое десятилетие XX в. характеризуется стилем модерн. Появляется S-образный силуэт, достигаемый с помощью сложного корсета, сплющивающего живот и спускающегося низко спереди.
Юбка классического стиля имеет небольшой объем, спокойно скользит по линии бедер, а затем как бы падает вниз, образуя прямую форму, или слегка расширяется книзу, образуя трапециевидную форму. Материалы выбирают разнообразной фактуры сдержанных тонов, спокойных цветов. Такие юбки постоянно в моде, так как они универсальны, удобны и красивы. Юбки спортивного стиля - это, прежде всего, юбки, отличающиеся обилием отделочных строчек, пуговиц, застежек, введением деталей из других материалов. На транспаранте показана юбка в складку из плотной по лушерстяной ткани в клетку. Складки располагают от пояса или от кокеток и часто затрагивают линии бедер. Распашная юбка летнего спортивного ассортимента из джинсовой ткани имеет застежку на тесьму - «молнию» или на пуговицы по всей длине. Юбку-конверт выполняют как распашное изделие, в котором одно полотнище покрывает собой другое. Застегивается такая юбка на пуговицы или пряжки.
К прямым относят юбки, силуэт которых напоминает прямоугольник. Они, как правило, состоят из двух деталей: переднего и заднего полотнищ, нити основы в которых проходят всегда вдоль деталей. Юбка прямого покроя плотно облегает фигуру, хотя при моделировании ее можно сделать и совсем узкой, и довольно широкой. Прямые юбки могут иметь разрезы, различные складки, сборки, кокетки, карманы и т.д. Это нарядные авангардные юбки с применением бархата, атласа, ярких орнаментов и цветовых сочетаний. В этот стиль хорошо вписываются летние юбки из легких красочных тканей для повседневной одежды. Их весьма разнообразное силуэтное решение получают разными конструктивными приемами: на основе кроя «солнце» и «полусолнце», на основе расширения клиньев, горизонтальных членений и различных драпировок и сборок. Такая юбка всегда выглядит живо, динамично, ро мантично и красиво.
- является прекрасным образцом модной классики. Обычно юбки такого плана используют деловые женщины или женщины, имеющие отношение к преподавательской или управленческой деятельности. Модные комбинации одежды, в которые входит такая юбка, прекрасно смотрятся на женщине в любое время года. Более того, она является универсальной одеждой для работы, отдыха, деловой встречи и праздничной вечеринки. Если говорить об исторических корнях, то юбки прямого кроя были известны уже в период мамонта и саблезубого тигра. Тогда женщины просто сшивали два прямых куска шкуры какого-нибудь зверька, что и служило им частью одежды. Варианты прямых юбок мы можем встретить на фресках египетских гробниц, причем они изображены на представителях обоих полов. Вообще, юбка в древности достаточно часто использовалась мужчинами в качестве одежды.
- состоит из нескольких одинаковых клиньев, расширяющихся книзу. Число клиньев может быть любым. Застежка (обычно на тесьму - «молнию») располагается в боковом шве, если количество клиньев четное, или сзади в среднем шве - при нечетном количестве клиньев. Такая юбка плотно облегает фигуру от талии до бедер, а ниже образует равномерные фалды, величина которых зависит от величины расширения клина по линии низа.
- самая простая по конструкции юбка. Она, как правило, не имеет вытачек и представляет собой развертку боковой поверхности усеченного конуса, отсюда и ее название. Величина клеша по линии низа может быть очень большой. Однако необходимо учитывать, что подобные юбки особенно хорошо сидят на всех девочках
В таблице даны названия, условные обозначения, правила снятия и назначение всех проводимых измерений, необходимых для построения чертежа конструкции.
Подготовка выкройки к раскрою включает в себя обозначение деталей, запись названий основных конструктивных линий и срезов (или проверку точности записей), обозначение направлений долевых нитей на каждой детали выкройки, а также запись величин припусков на технологическую обработку к срезам деталей кроя.
К какому стилю можно отнести прямую юбку? Из каких тканей изготавливают прямые юбки? Ткани, какой ширины лучше выбирать для изготовления юбок «солнце» и «полусолнце»? Какими свойствами должны обладать ткани для изготовления конической юбки? Какие из величин проводимых измерений записываются в полном размере, а какие - в половинном? Обратите внимание на ширину переднего и заднего полотнищ юбки. Какое из них шире? Как вы думаете, для чего нужна эта разница? Назовите буквенные обозначения конструктивных линий и срезов юбки.
Л ИТЕРАТУРА : Янчевская Е.А. Конструирование верхней женской одежды. Учебник для кадров массовых профессий. - М.: Легпромбытиздат, Брун В., Тильке М. История костюма от древности до Нового времени. - М.: ЭКСМО, Пармон Ф.М. Композиция костюма: Учебник для вузов. - М.: Легпромбытиздат,
Презентацию выполнила учитель технологии Журавлева М.И.