ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Учитель начальных классов МОУ Запрудненской средней общеобразовательной школы 2 Митрофанова Людмила Викторовна
А ДУШУ МОЖНО ЛЬ РАССКАЗАТЬ?» М.Ю.Лермонтов Читатель - это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем что он прочитал. Каждый читатель должен стать и соавтором, потому что, именно через его восприятие проходит то, что хотел сказать автор.
Урок постановки учебной задачи Урок решения задачи Урок моделирования и преобразования моделей Урок решения частных задач Урок контроля и самооценки Типы уроков литературного чтения
1. Этап пред понимания или первоначального самоопределения в тексте. Кратко расскажите об авторе произведения. Знакомство с биографическими данными учит детей работать с разными источниками информации это: энциклопедии, справочники, интернет и прочее. Тема – основной круг вопросов, поднимаемых и решаемых в произведении. Очень часто тема текста отражается в его заглавии (заголовке). Заглавие, название – это своеобразная «входная дверь» письменного текста. Заголовок рождает догадку о том, что будет дальше, вызывает различные вопросы и гипотезы. Он даёт установку на определённое ожидание. Почему автор так назвал данное произведение? Ваши варианты названия.
Прочтите данный эпизод и предположите дальнейшее развитие сюжета. Чтение с остановками способствует формированию воображения, фантазии, своего видения дальнейшего развития сюжета. План рассуждений Дальнейшие события. Действия данных персонажей Словарная работа Найдите в тексте слова, которые требуют пояснений. Чтение с остановками
2. Этап анализа текста и интерпретация его смысла. По схеме проследите развитие сюжета.
На примерах докажите, что это так: Положительный герой это (имя),потому что… Отрицательный герой это (имя),потому что…
Найдите в тексте портретные характеристики персонажа и особенности его характера. Заполните таблицу ключевыми словами или словосочетаниями. ИМЯ ГЕРОЯ ОСНОВНЫЕ ДЕТАЛИ ПОРТРЕТАОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА, НА КОТОРЫЕ УКАЗЫВАЕТ ПОРТРЕТ В характеристике героя использование таблиц с различными составляющими помогает наглядно увидеть, например, основные детали портрета и особенность характера, на который указывает портрет. Работая с таблицами (текстом) можно проследить причинно-следственные связи. Учащиеся овладевают навыком исследовательской деятельности.
Расскажите о литературном герое. Взаимоотношение с другими персонажами. Отношение автора к герою / за что осуждает, чем восхищается /0
прочтите Эпизод текста, который вызвал грусть. объясните Почему вам стало грустно? прочтите Эпизод текста, который вызвал радость. объясните Что или кто вызвал у вас радость? прочтите Эпизод в произведении вызвавший переживание объясните Что взволновало вас? Эмоциональная сфера ребенка формируется через сопереживание, сочувствие, радость и прочие эмоции.
Прочтите описание данного предмета пейзажа. Найдите основные изобразительные и выразительные средства языка, которые использует автор для описания. Поиск основных изобразительных и выразительных средств языка, которые использует автор в художественном тексте, обогащает речь детей, учит воспринимать красоту языка.
3. Этап работы с текстом после чтения. Если бы вы были художниками, то в какой момент и в какой ситуации изобразили бы своего любимого героя? Как бы он выглядел и что или кто были бы вокруг?
ОППОНЕНТ – тот, кто выступает с выражением, «оппонирует» кому-либо в публичной беседе или в диспуте. Дети учатся не бояться высказывать свою точку зрения, она может быть отличной от других мнений. Где, в чём, вы не согласны с героями или автором произведения? Почему?
Какие мысли и чувства хотел автор донести до читателя? Найдите в тексте и прочтите слова, в которых заключён вывод о происходящем. «Слово подобно мешку; оно принимает форму того, что в него вкладывают». Альбер Камю, французский писатель и философ
Какой персонаж данного произведения является примером для вас и почему? На какого персонажа произведения вы бы НЕ ХОТЕЛИ походить и почему? Литературные герои становятся примером для подражания, оказывают влияние на формирование личности, и тогда, пусть это будет положительный герой, а не отрицательный. Чем и почему интересно, поучительно данное произведение? Что познавательное в прочитанном вами тексте?
«Книга-источник знаний», и если ученик извлёк из неё нужную для себя частицу знаний, тогда автор достиг своей цели, а учитель – поставленных задач на этапе формирования УЧЕБНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках литературного чтения. [Электронный ресурс] // URL: Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальных классов через развитие культуры речи детей на уроках русского языка и литературного чтения. [Электронный ресурс] // Сайт «Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"». URL: Литература: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, – 140 с. (Стандарты второго поколения). Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2008 г. – 54 с. (Стандарты второго поколения). Сборник рабочих программ «Школа России»: пособие для учителя / [С. В. Анащенкова, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.]; под редакцией А. А. Плешакова, - М.: Просвещение, – 283 с. (Стандарты второго поколения). Совершенствование чтения младших школьников: методическое пособие для учителя / [М. И. Оморокова.] – М.: АРТИ, – 155 с.