Министерство образования и молодежной политики СК ГБОУ ДПО «СКИРО ПК и ПРО» I Патриотический форум Проблемы формирования российской гражданской идентичности в курсе школьного исторического образования. Внимание:
Отражение вопросов гражданско- патриотического воспитания в концепции нового УМК по отечественной истории МАМАСЬЯН Сергей Андроникович
Закон РФ « Об образовании в РФ » от 29 декабря 2012 г. N Концепция нового учебно - методического комплекса по отечественной истории Концепция _ финал.pdf Концепция нового учебно - методического комплекса по отечественной истории ( проект ) Пафос создания истории : Утверждена концепция новых учебников по отечественной истории shtml shtml Владимиру Путину представили концепцию нового учебно - методического комплекса по отечественной истории novogo-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennojj-istorii/ novogo-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennojj-istorii/
Интервью А. О. Чубарьяна « Московскому комсомольцу » В едином учебнике истории будет много Сталина и минимум Путина « Московский комсомолец » « Московский комсомолец » Алексеева Л. В. Единый школьный учебник истории, как отражение назревшей потребности в идеологическом и нравственном обеспечении дальнейших судеб страны. Выступление на учредительном собрании отделения Российского исторического общества ( РИО ) в Казани 16 июля 2013 г Новый учебник по истории -- к консенсусу пришли Примерный перечень « трудных вопросов истории » минобрнауки. рф / документы /3483/ файл /2327/ Перечень _ трудных _ вопросов.pdf минобрнауки. рф / документы /3483/ файл /2327/ Перечень _ трудных _ вопросов.pdf Утверждена концепция единого учебника отечественной истории « Россию не сдам »
развитие мировой исторической науки, накопление новых исторических знаний, возросший общественный интерес к событиям прошлого.
повышение качества повышение качества школьного исторического образования, развитие компетенций развитие компетенций учащихся общеобразовательных школ в соответствием с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего и среднего (полного) образования, формирование единого культурно- исторического пространства формирование единого культурно- исторического пространства Российской Федерации.
состоящего из подготовку учебно-методического комплекса, состоящего из учебной программы курса, учебника, методических пособий, книг для учителя, комплекта карт, электронных приложений, формирование единого научно- образовательного пространства в сети Интернет..
Данный подход предусматривает сохранение плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований, а также методических подходов к преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания учащихся.
1) формирование общественно согласованной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, по разработке целостной картины российской истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны, 2)формирование современного образа России 2)формирование современного образа России.
базовые ценности гражданского общества - социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность; исторический подход – как основа формирования межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла; формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни; многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни российского государства и общества; толерантность как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории; его исключительная роль воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; - воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; - формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
раскрытие как своеобразия и неповторимости российской истории, процессами так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.
освещение проблем духовной и культурной жизни России - - учащиеся должны усвоить, что производство духовных и культурных ценностей не менее важная задача, чем другие виды человеческой деятельности, - изучение культуры и культурного взаимодействия народов России/СССР будет способствовать формированию у школьников представлений об общей исторической судьбе нашей Родины.
человеческое наполнение и измерение истории прививает интерес и уважение к своей истории, служит источником и инструментом формирования у молодого поколения личностного, эмоционально окрашенного восприятия прошлого по существу имманентен преподаванию истории в школе: человеческое наполнение и измерение истории прививает интерес и уважение к своей истории, служит источником и инструментом формирования у молодого поколения личностного, эмоционально окрашенного восприятия прошлого. отражение в учебнике присутствие человека в конкретных событиях (особенно важно). показ интересов и устремлений, ценностных ориентиров и мотивов поведения людей способствует выработке у молодого человека чувства сопричастности с историей страны.
Обращение к ярким примерам трудовых и воинских подвигов многих поколений россиян. Убедительное раскрытие величия побед и тяжести поражений через жизнь и судьбы людей, в том числе отцов и дедов школьников, через историю их рода и семьи. Выработка у молодого человека чувства сопричастности с историей страны. Показ интересов и устремлений, ценностных ориентиров и мотивов поведения людей. Расширение материала о повседневной жизни людей в различные исторические эпохи.
формирование у учащихся чувство принадлежности к богатейшему общему культурно-историческому пространству, уважения к культурным достижениям и лучшим традициям своего и других народов, как основы способности к диалогу в школьном и внешкольном общении, социальной практике. Решение важных в мировоззренческом отношении задач: - формирование способности школьников к межкультурному диалогу, способности воспринимать цивилизационные и культурные особенности; - формирование бережного отношения к культурному наследию как достоянию страны и человечества.
направленные на воспитание патриотизма, гражданственности и толерантности понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, формирующее у учащихся ценностные ориентации, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности и толерантности; как примера гражданственности и самопожертвования во имя Отечества воспитание у молодого поколения гордости за свою страну, осознание ее роли в мировой истории при важности акцентирования внимания на массовом героизме в освободительных войнах, прежде всего Отечественных 1812 и гг., раскрытие подвига народа как примера гражданственности и самопожертвования во имя Отечества; позитивный пафос исторического сознания должна создавать не только гордость военными победами предков, но и - достижениями страны в других областях (великий труд народа по освоению громадных пространств Евразии с ее суровой природой, формирование российского общества на сложной поликультурной основе, создание науки и культуры мирового значения);
формирование гражданской общероссийской идентичности - одна из главных задач школьного курса истории с акцентом на идее гражданственности, гражданской активности, прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества. Следует уделить внимание историческому опыту гражданской активности, местного самоуправления (земские соборы, общины, посадское самоуправлении, гильдии, научные общества, общественные организации и ассоциации, политические партии и организации, общества взаимопомощи, кооперативы и т.д.), сословного представительства;
принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе перечень рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий. (Персоналии внутри категорий расположены в алфавитном порядке).
должен содержать целостный взгляд на исторический процесс и возможности его познания; быть комплексным по составу и представлению исторического материала ( авторский текст; источники; элементы историографии и оценочные суждения, способствующие целостному и диалектическому восприятию отечественной истории, ее позитивного содержания, равно как и трагических страниц; изобразительные материалы; справочный аппарат – хронологическая таблица, словарь терминов, словарь персоналий и др.). сами могут делать выводы и выносить суждения; Акцент в учебнике должен быть сделан на презентацию не готовых авторских суждений, а определенного набора фактов и аргументов, на основе которых ученики сами могут делать выводы и выносить суждения;
стимулировать познавательный и исторический диалог (обеспечивается характером авторского текста, системой вопросов и заданий); быть открытым для взаимодействия с другими учебными и информационными ресурсами, средствами обучения (музеи и библиотеки, электронные пособия, Интернет, периодическая печать и др.). Важнейшая рубрика по каждому параграфу должна служить навигатором в научно-образовательном пространстве по истории; быть партнерским по отношению к учащимся (в том числе, учитывать их возрастные особенности).
В учебнике отечественной истории именно в дидактическом блоке, посредством специальных заданий предусматривается обращение школьников к изучению локальной истории, истории своей семьи, собиранию устной истории. приобретению опыта поисковой и аналитической работы на доступном и близком им материале, органичному включению его в историю Отечества Эти компоненты содержания способствуют формированию способности школьников применять полученные на уроках знания, приобретению опыта поисковой и аналитической работы на доступном и близком им материале, органичному включению его в историю Отечества («со-творению» истории).
а) включение вопросов и заданий ко всем компонентам учебника – авторскому тексту, историческим источникам, картам, иллюстрациям и т. д.; б) использование заданий разных видов, в том числе: способствующих развитию предметных и логических умений; поисковых, творческих, проектных заданий; заданий для работы с историко-краеведческими материалами; заданий, предусматривающих участие в обсуждении, дискуссии, диспуте и др.; в) дифференциацию заданий по сложности, обеспечивающую индивидуальный подход в обучении.
Великая Отечественная война ( ) Советского Союза против гитлеровской Германии и ее сателлитов явилась важнейшей частью Второй мировой войны ( гг.) - крупнейшего вооруженного конфликта в истории человечества. СССР вступил во Вторую мировую войну 22 июня 1941 г., после вторжения Германии на его территорию % германских потерь в ходе Второй мировой войны пришлись на Великую Отечественную войну. СССР внес решающий вклад в победу Антигитлеровской коалиции. Победа досталась огромной ценой. Из общего количества жертв Второй мировой войны (свыше 55 млн. чел.) наибольшие потери понес Советский Союз - 27 млн. солдат и гражданского населения. Для сравнения: суммарные потери США и Великобритании составили менее 1 млн. чел.
Для Советского Союза эта война стала общенародной, Отечественной, священной войной на выживание и сохранение своей государственности. Перед лицом нацистской угрозы произошла консолидация общества. Важнейшими слагаемыми Победы стали патриотический подъем, единство фронта и тыла, а также безуспешность попыток нацистов вбить клин между народами СССР.
13. оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны; 14. цена победы СССР в Великой Отечественной войне;
Таким образом, в Концепции нового УМК по отечественной истории получили подтверждение принципиальные вопросы исторического образования школьников в русле формирования у них российской гражданской идентичности как мировоззренческой основы патриотизма, любви к Отечеству, готовности к служению ему и его защите ; Активное обращение учителей и учащихся к проблематике Великой Отечественной войны на основе концептуальных положений Историко- культурного стандарта – важнейшая составляющая процесса гражданско-патриотического воспитания школьников в современных условиях.