Интегральная социология П.А.Сорокина
Выдающийся социолог ХХ столетия Питирим Александрович Сорокин ( ) вошел в историю мировой социологии как ученый, принадлежащий двум странам: России и США. Считал себя учеником М.М.Ковалевского. Публикации: «Главнейшие теории прогресса в современной социологии» (1911); «Границы и предмет социологии» (1913); «Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали» (1914); «Проблема социального равенства» (1917); «Автономия национальностей и единого государства» (1917); «Общедоступный учебник по социологии» (1920); «Голод и идеология общества» (1922) и т.д.
Среди основных социологических проблем, которые разрабатывались П. А. Сорокиным в русский период его жизнедеятельности, особое значение имеет предпринятая им попытка создания интегральной социологии, определение ее предмета и границ. П.А. Сорокин окружающую человека действительность разделил на три мира: Неорганический; Органический; Надорганический.
С точки зрения П. А. Сорокина, общество как над органическая система представляет собой "совокупность совместно живущих людей, которые влияют друг на друга или взаимодействуют друг с другом". Определив предмет социологии, П. А. Сорокин приступил к построению ее модели как интегральной науки на основе синтеза того положительного, что составляло основу социологии О. Конта и Г. Зиммеля. От О. Конта он взял идею законов функционирования и динамики, а от Г. Зиммеля - идею о социологии как самостоятельной дисциплины, изучающей родовые свойства явлений социального взаимодействия.
Развивая идеи своего учителя М. М. Ковалевского об эклектизме и плюрализме социологии, П. А. Сорокин особенность социологии как науки видел в ее интегрирующей способности. "Интегрализм" социологии, по его представлению, проявляется в следующем: интегральная социология - "это генерализирующая наука о социокультурных явлениях", которая обобщает в методологии основные социологические направления, а в ее содержании отражаются открытия других социальных наук; интегральная социология, в отличие от других общественных наук, которые изучают лишь одну из сфер социокультурного пространства, имеет дело "со всеми сферами этого пространства", исследуя их общие элементы; интегральная социология, используя "последовательный социологический плюрализм", учитывает множество самых разнообразных факторов и интегрирует их в целостное объяснение социальной реальности; интегральная социология, исследуя статику и динамику общественной жизни, создает единую "интегральную" социальную теорию.
В интегральной социологии П. А. Сорокин выделил пять ведущих направлений:
Объявив социологию интегральной наукой, П. А. Сорокин в то же время указывал, что она "остается строго социальной наукой", специфика которой определяет ее структуру.
В прикладной социологии (социальная политика) он придавал большое значение изучению социальных проблем города и деревни, политики и морали с помощью эмпирических методов исследования и выработке "системной рецептуры, указывающей точные средства для борьбы с социально-психическими болезнями, для рациональных реформ во всех областях общественной жизни". Прикладная социология, по мнению П. А. Сорокина, должна стать реализацией предложенного О. Контом принципа: «Знать - чтобы предвидеть, предвидеть - чтобы мочь».
По определению П. А. Сорокина: "Социология есть наука о поведении людей, находящихся в процессе взаимодействия, и о результатах такого поведения". Социальное взаимодействие П. А. Сорокин представлял как сложный социокультурный процесс, необходимым условием совершения которого является наличие следующих компонентов: субъекты взаимодействия - индивиды или социальные группы; объективированные ценности - предметы материальной культуры; ценностные значения - нормы, стандарты поведения, существующие в индивидуальном или групповом сознании; «проводники» взаимодействия: язык, письменность, орудия труда, предметы быта, деньги, произведения искусства и т.д.
В основе социального взаимодействия, по мнению П. А. Сорокина, лежат "социальные акты" - поступки людей, обусловленные осознаваемыми ими биопсихическими "базовыми" инстинктами: пищеварительным, сексуальным, инстинктом собственника, инстинктом самосохранения, инстинктом самовыражения. Им была предложена следующая классификация социальных актов: «должные – дозволенные»; «должные – рекомендуемые»; «запрещенные».
В социальной структуре общества социолог в зависимости от уровня взаимодействия различал три типа социальных общностей.
Особое внимание П. А. Сорокин уделил такому типу "кумулятивных" групп, как класс. Он заявлял, что даже у К. Маркса и Ф. Энгельса нельзя найти точного определения понятия "класс". Все теории классов им были разделены на теории "монистические" и "плюралистические". Первые выделяют класс на основании одного признака, вторые - на основании нескольких признаков.
Обобщая классовую структуру большинства развитых стран, П. А. Сорокин выделил в их структуре четыре основных класса: крестьян пролетариев землевладельцев капиталистов Объединенных в две "кумулятивные" группы: 1) класс привилегированных + богатых + носителей интеллектуального труда; 2) класс обделенных + бедных + носителей физического труда.
В рамках концепции социальной стратификации П. А. Сорокин рассматривал классификацию социальных групп. Он предложил различать простые и сложные социальные группы. Простые социальные группы - это объединения людей по какому-либо одному признаку (пол, возраст, язык, профессия, место проживания и т.п.). Сложные социальные группы - это объединения людей на основе нескольких признаков.
Под социальной мобильностью П. А. Сорокин понимал любое социальное перемещение индивидов, социальных групп и культурных ценностей.
В качестве регуляторов социальной мобильности П. А. Сорокин называл социальные "сита" ("фильтры") и социальные "лифты" ("каналы социальной циркуляции"). Социальные "фильтры" позволяют проводить отбор и распределения по социальным слоям в зависимости от возможностей и способностей индивидов. Социальные "лифты" ускоряют процессы вертикальной социальной мобильности, "поднимая" человека в высшую страту или "опуская" его в низшую.
Под культурой социолог понимал все то, что создано или модифицировано в результате взаимодействий людей. В зависимости от того, что лежит в основе формирования культурных качеств - чувственное познание, рациональное познание или их синтез, П. А. Сорокин выделил три типа доминантных культурных сверхсистемы: "чувственную", "идеациональную" (рациональную) и "идеалистическую" (интегральную). Каждая из культурных сверхсистем обладает свойственной ей ментальностью, собственными системами знания и истины, философией и мировоззрением, религией и образцами святости, представлениями правого и должного, формами изящной словесности и искусства, нравами и законами, социальными отношениями и нормами поведения, экономической и политической организацией.
Опираясь на собранный обширный эмпирический материал (от античности до начала XX в.), П. А. Сорокин сделал следующие выводы: в чувственной культурной сверх системе господствуют "истины чувств" и материальные потребности, атеизм, прагматизм и гедонизм; в идеациональной культурной сверх системе господствуют разум и Бог, духовность, аскетизм и альтруизм; в идеалистической культурной сверх системе происходит синтез тех черт, которые присущи чувственной и рациональной культурным сверх системам.