МОУ Кытмановская средняя общеобразовательная школа 1 Кытманово год
Уроки нравственности по внеклассному чтению в 6 классе Басня Эзопа «Пчелы, трутни и шмель»
НРАВСТВЕННОСТЬ Духовные качества Душевные качества совесть сострадание милосердие уважение честность справедливость
1. Продолжение сказки «Я знаю, как разрешить ваш спор…«Я знаю, как разрешить ваш спор…Я знаю, что нужно сделать. Вы, пчелы, не пускайте трутней в свое улье, если сумеете отстоять его, то дупло ваше. Я должен прийти к справедливому решению, поэтому буду тайком наблюдать за происходящим. Помните, что вы должны вывести трутней на чистую воду, ведь правда должна восторжествовать. Кто не работает, тот не ест. Пчелы поблагодарили шмеля и ушли. Прилетев домой, они дружно собрали многочисленный отряд своих собратьев и,не жалея себя, стали на защиту своего жилища. Пчелы загородили своими телами улье от трутней. Нетрудно догадаться, к какому выводу пришел судья и кому достались улья.»
«Я знаю, как разрешить ваш спор…Пчелы и трутни, вам придется потрудиться неделю, натаскать за это время меду. Вот тогда и посмотрим, кто работал, а кто лодырничал. На самом деле шмель знал, что мед принадлежит пчелам и что трутни ленивые, кроме как ругаться, не умеют больше ничего. Трудиться не любят, а присваивать чужой труд не стыдятся. Шмель решил доказать свою правоту еще и практическим путем. Неделя быстро пролетела для пчел, они трудились не покладая рук и наносили много меда.. Для трутней неделя показалась вечностью, они метались из стороны в сторону и не знали, где им раздобыть мед. Настал день суда. Это было теплое, солнечное утро. Пчелы с довольными лицами летели к судье шмелю. Их уже поджидали трутни с бегающими от страха глазами. Пчелы показали результаты своей работы. Трутни даже рты разинули, но виду не показали, а лишь усмехнулись: «Ха! Это и все? Мы сделали гораздо больше» Шмель сказал: «Так несите мне свой мед» Трутни на это ничего не ответили и молча улетели, навсегда оставив пчел в покое. Пчелы же открыли в лесу лавку и стали раздавать жителям леса свой вкусный медок. Вот как бывает!»
«Я знаю, как разрешить спор…Для этого нужно, чтобы трутни показали мне расположение всех комнат дупла. Если вы, трутни, все точно покажете, то, без сомнения, улей ваш. Так и сделали. Трутни недовольные прилетели к дуплу, но никак не смогли определить ни одну из комнат. Они путались, изворачивались. В той комнате, где стояли кадушки с медом, трутни говорили, что там лежит воск, а где лежали соты, они говорили, что лежит перга. И тогда мудрый шмель сказал: «Нехорошо обманывать честных пчел! Вы, трутни очень глупо поступили, но шило в мешке не утаишь! Правда всегда торжествует!» С той поры трутни больше никогда не врывались в жизнь пчел.
«Я знаю, как разрешить спор…Я решил, что вы должны оставаться вместе, потому что вы взаимосвязаны. Вы, пчелы, не можете оставаться без трутней, так как трутни ваши самцы. Без них вы бы исчезли с лица земли! А вы, трутни, не можете без пчел, потому что они вас кормят, у вас строение тела не такое, как у пчел, у вас короткие хоботки, и вам приходиться довольствоваться лишь съестными припасами, запасенными рабочими пчелами. Так что, пчелы, поймите лишь одно: трутни не не хотят работать, а просто не могут. Так что живите дружно и счастливо!»