Неоднозначно складывалась судьба России в первую половину XIX в. Эти годы начались с победы в Отечественной войне, а закончились неудачной Крымской войной. 1-ю половину XIX в., время Пушкина, называют Золотым веком русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве. Наиболее впечатляющих успехов в эти годы страна добилась в области науки и особенно культуры. 1-я половина века дала России и миру Пушкина и Лермонтова, Грибоедова и Гоголя, Белинского и Герцена, Глинку и Даргомыжского, Брюллова, Иванова и Федотова.
Литература XIX века «Золотой» век. Рывок вперёд. Литература XVIII века (подготовительный этап) Древнерусская литература
Писатель- профессионал Писатель- дилетант Литература не основная форма деятельности Литература – основная форма деятельности, приносящая доход Девиз: «Не продаётся вдохновение, но можно рукопись продать».
Русская литература = западноевропейской Сентиментализм романтизм реализм Основная форма бытования - журналистика.
Н.М. Карамзин Рубрики Политические и общественные новости Литература КритикаСмесь «Московский журнал» «Вестник Европы»
I половина XIX века ЛИТЕРАТУРА МОНОЦЕНТРИЧН А II половина XIX века ЛИТЕРАТУРА ПОЛИЦЕНТРИЧНА Русская литература
Периодизация литературы XIX века: от сентиментализма к романтизму (1800 – 1825 гг.) от романтизма к реализму (1826 г.- середина столетия) расцвет реализма ( гг.) переходный период в развитии русского реализма (80-е гг.) 90-е годы в контексте литературного процесса 1900 гг.
РОМАНТИЗМ И литературное направление, и особый вид мировоззрения, мировосприятия, мироощущения, заключающихся в создании собственного идеального мира, отличного от мира реального.
РОМАНТИЗМ В РОССИИ Развивается в начале 19 века как реакция на рационализм и немотивированный (ни на чём не основанный) оптимизм классицизма (в основе – разочарование в идеях Просвещения)
РОМАНТИЗМ ПРИШЁЛ В РОССИЮ С ЗАПАДА Его корни уходят в средневековую поэзию трубадуров, миннезингеров, воспевающих любовь. Центры романтизма: в Германии – Йенская школа, в Англии – Озёрная школа.
Своих вершин романтизм достигает в первой трети 19 века в творчестве немецкого писателя Эрнеста Теодора Амадея Гофмана, англичанина Джорджа Байрона и француза Виктора Гюго
РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ Сильная личность, выше окружающих; главное в характере – свободолюбие; чаще всего одинок, он один вступает в борьбу за свободу, любовь, Родину; герой-бунтарь, призывающий к активной борьбе«за угнетённую свободу человека».
РОМАНТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ Конфликт между личностью и обществом; неразрешим, несёт с собой смерть героя
ЧЕРТЫ РОМАНТИЗМА 1) Романтики первыми обращаются к истории (Вальтер Скотт – создатель жанра исторического романа);
2) характеры даны вне истории, история – декорация (В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»);
3) интерес к экзотическому, сильному; к необычной обстановке (для России это Крым или Кавказ с его страстными и вольными народами);
4) интерес к национальной самобытности, фольклору (Лермонтов «Песня про... купца Калашникова»);
5) особое изображение природы – отказ от подражания ей, провозглашение права художника на преображение реальности. Романтиков интересует бурная стихия – море, горы, небо; иногда герой вступает с ней в борьбу;
6) тяготение к фантастике, смешению высокого и низкого, трагического и комического, к «ночной» стороне движения души, к интуитивному и бессознательному; 7) использование символики (например, небо, море, горы – свобода; тюрьма, келья – неволя, роза – символ быстро увядающей красоты, камень – символ вечности и неподвижности; кинжал или меч – символы борьбы за свободу); 8) отказ от иерархии жанров эпохи классицизма.