Технология проблемного обучения как средство реализации ФГОС НОО «Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала». Питер Клайн
Джон Дьюи ( )
Инстинкты для обучения социальныйконструированияхудожественного выражения исследовательский
Цель воспитания 4 Воспитание личности, умеющей «приспособиться к различным ситуациям» в условиях свободного предпринимательства
Матюшкин Алексей Михайлович ( )
«Проблемная ситуация» – что это? Актуализация, анализ Поиск, решение сложных вопросов Активная познавательная деятельность
Цель создания проблемной ситуации Овладение Разрешение Осознание
Приемы создания проблемной ситуации «Сокращенные»«Сокращенные» «Мотивирующие»«Мотивирующие» «Классические»«Классические»
«Классические» приемы создания проблемной ситуации Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приемы создания проблемной ситуации С удивлением Между двумя (или более) положениями 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. 2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием. Между житейским представлением учащихся и научным фактом 3. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «с ловушкой». 4. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью. С затруднением Между необходимостью выполнить задание учителя 5. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. 6. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. 7. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. 8. Доказать, что задание учениками не выполнено.
«Сокращенные» приемы постановки проблемной ситуации
«Мотивирующие» приемы постановки проблемной ситуации 1.«Яркое пятно» 2. Демонстрация непонятных явлений 3.«Актуализация»
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ ДОСТУПНОСТЬ ПОСИЛЬНОСТЬ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ ЕСТЕСТВЕННОСТЬ
Правила создания проблемных ситуаций Перед учащимися следует поставить такое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося; Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала; Проблемными заданиями могут быть: - усвоение; - формулировка вопроса; - практические задания.
4 Со стороны учителя: планировать создавать управлять Основные условия использования проблемной ситуации Со стороны учащихся: «открытие» использование, перенос область «незнания»
Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. Конфуций