Представление мини-проекта: «Оценка готовности обучения учащихся начальной школы для следующей ступени образования»
Цель: изучить главные направления по преемственности в системе оценивания от начальной к основной школе при построении целостной системы оценки качества знаний.
Задачи: 1. Определение рекомендаций для основной школы по созданию единой оценочной политики, направленной на развитие прежде всего контрольно-оценочной самостоятельности подростков, опираясь на оценочную деятельность по ФГОС НОО. 2. Организовать поэтапный переход педагогов в экспертную позицию по отношению к учащимся при организации контрольно-оценочной деятельности в связи с переходом на ФГОС ООО.
Исходя из поставленных задач, выявлено, что оценка качества образования в основной школе должна опираться, с одной стороны, на достижения начальной школы, с другой стороны, находиться «в зоне ближайшего развития» относительно старшей школы. Другими словами, преемственность в системе оценивания должна стать одним из основных принципов построения целостной системы оценки качества в основной школе.
При построении системы оценивания в основной школе необходимо исходить из того, что деятельностный подход в обучении младших школьников (1-4 классы) предполагает содержательно-оценочную основу, так как содержание оценки в первую очередь: развивает и формирует оценочную самостоятельность учащихся; делает образовательный процесс направленным на развитие личности ребенка; укрепляет сотрудничество между учителем и учениками, основанное на взаимопонимание и доверии. Важно, что учитель учит детей содержательной оценочной деятельности и прививает им сугубо личностные качества, о которых говорил Д.Б.Эльконин, - умения оценки и самооценки, само- взаимоконтроля, самостоятельности в познании.
Для поддержания и дальнейшего формирования у младших подростков (5-6 класс) адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в основной школе в целом и в каждом классе в отдельности атмосферы комфорта, взаимоподдержки, внимательного отношения как к успехам, так и к неудачам детей в процессе обучения. В связи с этим необходима выработка для всей основной школы единой оценочной политики, направленной на развитие прежде всего контрольно-оценочной самостоятельности подростков, постепенный переход педагогов в экспертную позицию по отношению к учащимся.
Какие формы и методы оценки используются в начальной школе по ФГОС НОО?
Совершенно новым для начальной школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она проводится в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей.
В начальной школе применяются разные формы оценивания. 1. Безотметочное (рейтинговый контроль, диагностика, индивидуальная карта ученика, вербальное поощрение - высказывания «Молодец, умница, отлично, хорошо, плохо»; поощрение различными жетонами; сравнивание успехов ребёнка с нормами, вчерашних успехов ребёнка с его сегодняшними успехами. 2. Пятибальная система оценивания. 3. Самооценка учащихся.
Методы оценивания В начальной школе широко применяются многие методы оценивания учебных знаний и умений. 1. Наблюдение за работой учеников. 2. Устный индивидуальный опрос, фронтальный опрос. 3. Письменный контроль. 4. Комбинированный (усложнённый) контроль. 5. Тестовый контроль. 6. Практический контроль. 7.Самоконтроль.
Требования к оцениванию Существуют определённые требования к оцениванию учебных достижений учащихся: 1.Объективность. 2.Индивидуальность. 3.Регулярность. 4.Гласность. 5. Всесторонность проверки. 6.Дифференцированность. 7. Разнообразие форм. 8.Этичность.
Наша главная задача - сформировать у младших школьников умение оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида. Работа учителя состоит в создании определенного общественного мнения в классе: каким требованиям отвечает работа на "отлично", правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить ошибки? Требования к оцениванию