«Развитие творческих способностей младших школьников через занятие квиллингом на уроках технологии». Подготовила учитель 1 категории Журавлёва Елена Анатольевна МБОУ лицея с.Хлевное 29 августа 2012 г
Цель: трансляция опыта и передача знаний по использованию учителем техники квиллинга на уроках технологии в начальной школе в рамках районного семинара. Задачи мастер- класса: познакомить с квиллингом – бумажной филигранью; научить скручивать полоски в спиральки и видоизменять их форму; вызвать интерес к данной технике, желание самовыразиться. Структура мастер-класса: Выставка работ в технике квиллинг. Теоретические аспекты проблемы. Из истории квиллинга. Презентация «Удивительное путешествие в мир квиллинга». Поэтапное описание работы. Практикум. Привлечение слушателей к ходу мастер-класса.
Трудовое обучение - обязательное условие и составная часть обучения, воспитания и развития ребёнка на начальной ступени общеобразовательной школы реализуется средствами разнообразной урочной и внеурочной деятельности учащихся. Основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь.
Способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление. Стремление к творчеству характерно для начальной школы. Ведь начальная школа – это мир детства, надежд, где почва творческой деятельности, наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Трудовое обучение в начальной школе – важное средство творческого и эстетического развития детей.
Делая что–либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Всё это поможет ребёнку в школе, особенно при овладении письмом. Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для младших школьников.
Труд-это творческая работа ребёнка с различными материалами, в процессе которой он создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта.
Для младших школьников самый доступный и легко поддающийся обработке материал-бумага. Это материал, имеющий своё лицо, обладающий конструктивными и пластическими свойствами. Изготовление изделий из бумаги способствует развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер у ребёнка, подготавливает его к выработке навыков письма, способствует эстетическому развитию детей, приобретение ими умений грамотно подбирать сочетания цветов бумаги, форм и размеров комплектующих изделий деталей.
Из опыта работы с младшими школьниками я сделала вывод, что детям очень нравится выполнять изделия из полосок бумаги. Этот вид работы создаёт большие возможности для творчества детей. Обычно при получении бумажных полосок разной длины и ширины дети тут же начинают их непроизвольно скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединять одну с другой, в результате чего возникают разнообразные композиции. Поэтому я решила познакомить детей с новым видом обработки бумаги.
Бумажная филигрань – старинная техника обработки бумаги - квиллинг
Техника квиллинга заключается в накручивании и моделировании с помощью маленького инструмента, называемого «катушка», бумажных полосок шириной несколько миллиметров.
Удивительное путешествие в мир квиллинга.
Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила. Замену ему можно смастерить из толстой иглы и пробки. Также, у детей хорошо получается накручивание на зубочистку. Бумага. Бумага должна быть цветной с двух сторон. Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах. Если же такой возможности нет, то можно полоски нарезать самим. Ширина полосок для квиллинга, обычно, 37 мм.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДЕТАЛЕЙ ДЛЯ КВИЛЛИНГА. Основа всех форм для квиллинга - тугая спираль. Вот как она делается:
Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.
КАПЛЯ ТУГОЙ РОЛЛ ИЗОГНУТАЯ КАПЛЯ Основные формы
ГЛАЗ ЛИСТ РОМБТРЕУГОЛЬНИК
Практикум Цветок
Склеиваем лепестки, формируя цветочек нужной нам формы. В качестве серединки можно использовать туго скрученную круглую спиральку, жемчужину, бисер или пушистую спиральку.
Делаем листочки из цветной бумаги. Скручиваем обычную спираль из бумаги. Я делала листочек из 2-х склеенных полос бумаги. С помощью ручки и карандаша сгибаем в форме полумесяца.
К одному концу полумесяца приклеиваем полоску того же цвета, что и внешняя полоска спирали. Плотно прижав друг к другу концы полумесяца начинаем обматывать спираль полоской и прикрепляем конец полоски с помощью клея.