ПОРТФОЛИО – как форма предъявления результатов практической деятельности педагога за межаттестационный период О.Б.Богатырева, заведующий МБДОУ 15 «Золотая рыбка» Н.В.Боева, заведующий МКДОУ 30 «Одуванчик», Е.В.Молчанова, и.о.заведующего МБДОУ 2 «Родничок», Г.В.Ибатуллина, зам. заведующего МБДОУ 15 «Золотая рыбка»
Понятие "портфолио" пришло из Западной Европы в ХV-XVI вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли "портфолио". Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента. ИЗ ИСТОРИИ ПОРТФОЛИО
Портфолио, согласно « Новейшему словарю иностранных слов и выражений », - визитная карточка, т. е. совокупность сведений о человеке, организации ; досье, т. е. собрание документов, фотографий, образцов работ. ПОРТФОЛИО это набор работ индивидуума, который связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений индивидуума это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений личности в определенный период его деятельности
Портфолио - это коллекция работ педагога за определённое время. Форму его выбирает сам педагог. Строгих правил ведения портфолио нет. Это индивидуальное творчество. Основная цель портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты практической деятельности педагога за межаттестационный период.
Правила составления портфолио: как можно более точно сформулировать портфолио, самокритично оценив свои возможности и способности; определить вид и структуру портфолио, виды рефлексии и критерии оценки; собрать имеющиеся документы и материалы и расположить их в определённом порядке; составить перечень; все документы должны быть датированы, в них должны быть указаны должности и звания рецензентов, авторов рекомендаций; важно периодически пополнять портфолио соответствующими документами и отслеживать результаты работы в соответствии с поставленными целями; указать источники используемой для работы информации, описывать средства и методы работы; регулярно писать рефлексивные заметки.
Типы портфолио педагога 1. Портфолио документов 2. Портфолио материалов и творческих материалов творческих работ 3. Портфолио отзывов 4. Комплексный портфолио Комплексный
I. Портфолио документов как витрина достижений сертификаты; дипломы; свидетельства; грамоты; сведения о курсах повышения квалификации.
II. Портфолио материалов и творческих работ авторские разработки; управленческие концепции и технологии; авторские программы и проекты; методические рекомендации и т.д.
III. Портфолио отзывов (оценок) рецензии; характеристики; благодарности; отзывы; резюме и т.д.
IV. Комплексный портфолио набор документов; набор отзывов; набор авторских материалов и творческих работ по теме портфолио в соответствии с его назначением, демонстрирующих усилия и прогресс, персональный или коллективный.
Основными принципами составления портфолио педагога являются: системность; полнота и конкретность представленных сведений; объективность информации; презентабельность.
Структура портфолио педагога 1. Общие сведения о педагоге 5. Методическое оснащение образовательного процесса 6. Рейтинг педагога 4. Научно - методическая деятельность 3. Результаты педагогической деятельности 2. Нормативно - правовая база деятельности педагога
1. Общие сведения о педагоге Ф.И.О. педагога; Образование; Специальность; Полное название образовательного учреждения; Должность; Стаж работы; Педагогический стаж; Квалификационная категория; Сведения о повышении квалификации; Тема самообразования; Награды; Жизненная позиция (девиз); Личная фотография.
2. Нормативно-правовая база деятельности педагога Закон Российской Федерации «Об образовании»; Конвенция о правах ребенка; Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении; Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе; Приказ от г. 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»; Устав МДОУ; Локальные акты МДОУ и т.д.
3. Результаты педагогической деятельности Анализ заболеваемости Освоение детьми образовательной программы Заболевание Год Возрастная группа Год
Готовность детей к школьному обучению Показатели развития Высокий СреднийНизкий Физической развитие Познавательно- речевое развитие Социально- личностное развитие Художественно- эстетическое развитие
Успеваемость выпускников в 1 классе Участие детей в конкурсах, выставках Учебный год Уровень успеваемости Год Уровень МДОУМуниципальный уровень Региональный уровень Российский уровень
4. Научно-методическая деятельность (методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога) Результаты работы по самообразованию; Обобщение и распространение собственного педагогического опыта; Участие в методической работе МДОУ; Участие в: городском методическом объединении; конференциях; круглых столах; семинарах; мастер-классах; экспериментальной работе; муниципальных, региональных, всероссийских профессиональных конкурсах; инновационной деятельности; Публикации по проблемам обучения, развития, воспитания детей.
5. Методическое оснащение образовательного процесса Коллекция лучших методических наработок; Предметно-развивающая среда (фото); Мультимедийные разработки педагога (презентации).
6. Рейтинг педагога Отзывы администрации МДОУ, родителей (законных представителей); Результаты анкетирования участников образовательного процесса; Грамоты, дипломы, награды за участие в конкурсах, смотрах.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности. Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для: повышения или подтверждения квалификационной категории педагога; своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога.
Практическая значимость портфолио Аттестация Лицензирование, аттестация, аккредитация МДОУ Систематизация деятельности педагога Стимулирующий фактор
Требования к оформлению портфолио Систематичность и регулярность самомониторинга (сбор и наполнение материалов в соответствии с разделами портфолио осуществляет педагог в течение межаттестационного периода); Аккуратность и эстетичность оформления; Целостность, тематическая завершенность представленных материалов; Собранные материалы датируются, разбиваются на разделы, полученные разделы озаглавливаются.
«Цель жизни - самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность - вот для чего мы живем» О. Уайль д