Тема 1 Раннефилософские знания в Древнем мире
План 1. Предфилософские знания в Древнем Египте и в Древнем Вавилоне 1. Предфилософские знания в Древнем Египте и в Древнем Вавилоне 2. Зарождение философских знаний 2.1 в Древнем и Средневековом Китае 2.1 в Древнем и Средневековом Китае 2.2 в Древней Индии 2.2 в Древней Индии
Предфилософские знания в Древнем Египте и в Древнем Вавилоне Особенности: Мифологическая окраска; Мифологическая окраска; Появление слоя людей занятых умственным трудом; Появление слоя людей занятых умственным трудом; Поиски смысла жизни человека. Поиски смысла жизни человека. «Песня арфиста» «Песня арфиста» «Книга мертвых» «Сказание о Гильгамеше»
Зарождение философских знаний в Древнем Китае Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа: VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ; VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ; III XIX вв. н. э. проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы; III XIX вв. н. э. проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы; ХХ в. н. э. постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии. ХХ в. н. э. постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.
Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись: даосизм (Лао-цзы); конфуцианство (Кон-Фу-цзы); моизм (Мо-цзы); натурфилософия; легизм.
Для китайского видения мира и окружающей действительности характерно: восприятие Китая как центра существующего мира; понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса; восприятие человека, природы и космоса как единого целого; восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших, почитание предков и духов;
осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии и приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда отсюда уважение и трепет перед организующей силой государством; конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и не деянию; понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной.
Даосизм «ДАО» - 1. путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, 2. универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; 2. универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; 3. субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту. 3. субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту. "Дэ" благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир.
Основные идеи даосизма: все в мире взаимосвязано; все в мире взаимосвязано; материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе; материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе; мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека покой и недеяние ("у-вэй"); мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека покой и недеяние ("у-вэй"); особа императора священна; особа императора священна; познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном соблюдении законов даосизма и послушании императору; познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном соблюдении законов даосизма и послушании императору; путь к счастью, познанию истины освобождение от желаний и страстей; путь к счастью, познанию истины освобождение от желаний и страстей; необходимо во всем уступать друг другу. необходимо во всем уступать друг другу.
Конфуцианство жить в обществе и для общества; жить в обществе и для общества; уступать друг другу; уступать друг другу; слушаться старших по возрасту и по званию; слушаться старших по возрасту и по званию; подчиняться императору; подчиняться императору; сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей; сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей; быть человечным. быть человечным.
Учение о «благородном муже»: подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам; управлять на основе добродетели; обладать необходимыми знаниями; верно служить стране, быть патриотом; обладать большими амбициями, ставить высокие цели; быть благородным; делать только добро государству и окружающим; предпочитать убеждение и личный пример принуждению; заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом.
Леггизм человек обладает изначально злой природой, движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы; человек обладает изначально злой природой, движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы; интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны; интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны; чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения; чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения; главный метод государственного управления – метод «кнута и пряника»; главный метод государственного управления – метод «кнута и пряника»; законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и независимо от звания, законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и независимо от звания, государственный аппарат должен формироваться из профессионалов. государственный аппарат должен формироваться из профессионалов.
Зарождение философских знаний в Древней Индии Источники: Веды: Ригведа; Самаведа; Яджурведа; Атхарваведа. Наибольший интерес вызывают заключительные части Вед Упанишады. Эпические поэмы эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна"
Основные философские школы Древней Индии: Ортодоксальные школы: йога; йога; веданта; веданта; вайшешика; вайшешика; ньяя; ньяя; миманса; миманса; санкхья. санкхья. Неортодоксальные школы: буддизм; буддизм; джайнизм; джайнизм; чарвака-локаята. чарвака-локаята.
Основные идеи древнеиндийской философии: Закон Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса. В свою очередь, Космос-Брахма живет 100 космических ( земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических ( земных) лет до нового рождения Брахмы.
Душа в индийской философии состоит из двух начал: атмана; манаса. Атман частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен. Манас душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционизирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы.
Реинкарнация – идея о перерождение души в новом теле после смерти. Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души. Карма предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши. Мокша высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души прекращается.
Основные идеи буддизма: земная жизнь полна страданий; земная жизнь полна страданий; страдания имеют свои причины жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.; страдания имеют свои причины жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.; от страданий можно избавиться; от страданий можно избавиться; существует путь, освобождающий от страданий, отказ от земных желаний, просветление, Нирвана. существует путь, освобождающий от страданий, отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.
Восьмеричный путь : правильное видение понимание основ буддизма и своего пути в жизни; правильная мысль; правильная речь; правильное действие жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла; правильный образ жизни соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке; правильное умение усердие и трудолюбие; правильное внимание контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь; правильное сосредоточение регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом.
К пяти заповедям-ориентирам буддизма относятся следующие: не убий; не укради; будь целомудренным; не лги; не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.
Спасибо за внимание! © Малькова Т.В., ЧелГУ, 2011 г.