Тема 1 Раннефилософские знания в Древнем мире. План 1. Предфилософские знания в Древнем Египте и в Древнем Вавилоне 1. Предфилософские знания в Древнем.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Философия Древнего Китая и Индии. Философия Конфуцианства В древних книгах Конфуция порой называют просто Учителем, подразумевая, что речь идёт о великом.
Advertisements


Западная философия Восточная философия АнализСинтез Чувства-РазумИнтуиция ЛичностьБезличное АктивностьСозерцательность.
Философия Древнего Востока. План изучения нового материала 1. Периоды развития и культурные истоки древней индийской философии. 2. Философские школы Древней.
Презентация: философия Древней Индии и Китая раскрывает древневосточный тип рациональности.
Миф - от греческого предание, сказание и слово, учение. На ранних этапах развития человечества представления древних нашли своё отражение в мифах. Мифология.
Философия Древней Индии. Философия Древней Индии Индийская цивилизация является одной из самых древних на земном шаре. Она зародилась на полуострове Индостан.
В VI V вв. до н. э. в Китае, как и в других странах древнего мира, начинается процесс формирования религиозных и религиозно-философских учений, ориентированных.
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО В РАЗНЫХ МИФАХ И ПЕРВЫХ ФИЛОСОВСКИХ УЧЕНИЯХ.
Домашнее задание : § 2 до с. 20 © Ковалькова Н.Н 1. Мифологическое сознание древнего человека 2. Древнеиндийская философия О чем эта притча ? Как вы думаете,
ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. ДРЕВНИЙ КИТАЙ Культ предков (почитание традиции, порядка, следование ритуалу, уважение к истории, к знанию); культ.
План урока. 1. Мифологическое сознание древнего человека 2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира. 3. Древнекитайская философия: как.
Буддизм Виконав Джамалов, Романенко. В соответствии различными источники философской мысли, известными как в древности, так и в современную эпоху в древнеиндийской.
ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ Индо-буддийский тип культуры. Мировоззренческие основы индо- буддийской духовной традиции Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась.
Древние мыслители о мире и человеке. Человек есть, к сожалению, всего лишь человек; иногда и того меньше. Европейское изречение.
10 класс обществознание урок 2. Рассмотреть, как проблемы обществоведческого и философского характера нашли свое отражение в древнейших учениях.
БУДДИЗМ: философия и религия Исполнители: Наганов Захар, Удальцов Дмитрий.
Философия Древнего Китая: Даосизм. Философские школы Др.Китая школа инь и ян, школа инь и ян, школа Конфуция, школа Конфуция, школа Моистов, школа Моистов,
Древние мыслители о мире и человеке. План 1. Философско – религиозная мысль Древней Индии - Веды - Буддизм 2. Философия Древнего Китая. - Конфуцианство.
Древнекитайская философия связана с книгами. Всего их пять. Они называются «Пятикнижие»: «Книга песен» «Книга истории» «Книга перемен» «Книга обрядов»
Транксрипт:

Тема 1 Раннефилософские знания в Древнем мире

План 1. Предфилософские знания в Древнем Египте и в Древнем Вавилоне 1. Предфилософские знания в Древнем Египте и в Древнем Вавилоне 2. Зарождение философских знаний 2.1 в Древнем и Средневековом Китае 2.1 в Древнем и Средневековом Китае 2.2 в Древней Индии 2.2 в Древней Индии

Предфилософские знания в Древнем Египте и в Древнем Вавилоне Особенности: Мифологическая окраска; Мифологическая окраска; Появление слоя людей занятых умственным трудом; Появление слоя людей занятых умственным трудом; Поиски смысла жизни человека. Поиски смысла жизни человека. «Песня арфиста» «Песня арфиста» «Книга мертвых» «Сказание о Гильгамеше»

Зарождение философских знаний в Древнем Китае Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа: VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ; VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ; III XIX вв. н. э. проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы; III XIX вв. н. э. проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы; ХХ в. н. э. постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии. ХХ в. н. э. постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.

Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись: даосизм (Лао-цзы); конфуцианство (Кон-Фу-цзы); моизм (Мо-цзы); натурфилософия; легизм.

Для китайского видения мира и окружающей действительности характерно: восприятие Китая как центра существующего мира; понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса; восприятие человека, природы и космоса как единого целого; восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших, почитание предков и духов;

осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии и приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда отсюда уважение и трепет перед организующей силой государством; конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и не деянию; понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной.

Даосизм «ДАО» - 1. путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, 2. универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; 2. универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; 3. субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту. 3. субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту. "Дэ" благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир.

Основные идеи даосизма: все в мире взаимосвязано; все в мире взаимосвязано; материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе; материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе; мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека покой и недеяние ("у-вэй"); мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека покой и недеяние ("у-вэй"); особа императора священна; особа императора священна; познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном соблюдении законов даосизма и послушании императору; познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном соблюдении законов даосизма и послушании императору; путь к счастью, познанию истины освобождение от желаний и страстей; путь к счастью, познанию истины освобождение от желаний и страстей; необходимо во всем уступать друг другу. необходимо во всем уступать друг другу.

Конфуцианство жить в обществе и для общества; жить в обществе и для общества; уступать друг другу; уступать друг другу; слушаться старших по возрасту и по званию; слушаться старших по возрасту и по званию; подчиняться императору; подчиняться императору; сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей; сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей; быть человечным. быть человечным.

Учение о «благородном муже»: подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам; управлять на основе добродетели; обладать необходимыми знаниями; верно служить стране, быть патриотом; обладать большими амбициями, ставить высокие цели; быть благородным; делать только добро государству и окружающим; предпочитать убеждение и личный пример принуждению; заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом.

Леггизм человек обладает изначально злой природой, движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы; человек обладает изначально злой природой, движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы; интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны; интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны; чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения; чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения; главный метод государственного управления – метод «кнута и пряника»; главный метод государственного управления – метод «кнута и пряника»; законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и независимо от звания, законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и независимо от звания, государственный аппарат должен формироваться из профессионалов. государственный аппарат должен формироваться из профессионалов.

Зарождение философских знаний в Древней Индии Источники: Веды: Ригведа; Самаведа; Яджурведа; Атхарваведа. Наибольший интерес вызывают заключительные части Вед Упанишады. Эпические поэмы эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна"

Основные философские школы Древней Индии: Ортодоксальные школы: йога; йога; веданта; веданта; вайшешика; вайшешика; ньяя; ньяя; миманса; миманса; санкхья. санкхья. Неортодоксальные школы: буддизм; буддизм; джайнизм; джайнизм; чарвака-локаята. чарвака-локаята.

Основные идеи древнеиндийской философии: Закон Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса. В свою очередь, Космос-Брахма живет 100 космических ( земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических ( земных) лет до нового рождения Брахмы.

Душа в индийской философии состоит из двух начал: атмана; манаса. Атман частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен. Манас душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционизирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы.

Реинкарнация – идея о перерождение души в новом теле после смерти. Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души. Карма предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши. Мокша высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души прекращается.

Основные идеи буддизма: земная жизнь полна страданий; земная жизнь полна страданий; страдания имеют свои причины жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.; страдания имеют свои причины жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.; от страданий можно избавиться; от страданий можно избавиться; существует путь, освобождающий от страданий, отказ от земных желаний, просветление, Нирвана. существует путь, освобождающий от страданий, отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.

Восьмеричный путь : правильное видение понимание основ буддизма и своего пути в жизни; правильная мысль; правильная речь; правильное действие жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла; правильный образ жизни соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке; правильное умение усердие и трудолюбие; правильное внимание контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь; правильное сосредоточение регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом.

К пяти заповедям-ориентирам буддизма относятся следующие: не убий; не укради; будь целомудренным; не лги; не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.

Спасибо за внимание! © Малькова Т.В., ЧелГУ, 2011 г.