характеризуется развитой транспортной сетью, включающей в себя 87 тыс. км железных дорог, более 745 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, свыше 600 тыс. км воздушных линий, 70 тыс. км магистральных нефте- и продуктопроводов, свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов, 115 тыс. км речных судоходных путей и множество морских трасс. В ней занято свыше 3,2 млн. человек, что составляет 4,6 % работающего населения. характеризуется развитой транспортной сетью, включающей в себя 87 тыс. км железных дорог, более 745 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, свыше 600 тыс. км воздушных линий, 70 тыс. км магистральных нефте- и продуктопроводов, свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов, 115 тыс. км речных судоходных путей и множество морских трасс. В ней занято свыше 3,2 млн. человек, что составляет 4,6 % работающего населения.
По протяжённости железнодорожного полотна (около 90 тысяч км) Россия находится на втором месте после США. Первая крупная железнодорожная магистраль Санкт-Петербург-Москва. Транссибирская Важнейшая магистраль Транссибирская Челябинск-Новониколаевск-Красноярск-Иркутск- Владивосток-Хабаровск. Позже были построены её широтные дублёры: линия Карталы-Астана-Павлодар-Барнаул- Артышта-Усть-Кут; линия Семипалатинск- Барнаул-Новосибирск; Байкало-Амурская магистраль.
В х годах для освоения нефтяных и газовых ресурсов Западной Сибири была построена железная дорога Тюмень-Сургут-Уренгой-Ямбург. В настоящее время со странами дальнего зарубежья Россия связана только через Белоруссию и Украину (за исключением Калининградской области). Украине сейчас принадлежит и морская железнодорожная переправа Ильичёвск-Варна. Расширяется объём грузов, перевозимых через территорию Финляндии и её порты (чему способствует одинаковая ширина колеи). Для этого строится железная дорога Коцкома-Ледмозеро и далее к железным дорогам Финляндии.
Развит слабо: он занимает одно из последних мест по объему грузооборота. Россия уступает даже большинству развивающихся стран. Общая протяжённость автодорог тыс. км, из них 745 тыс. км покрыты асфальтом (в подавляющем большинстве не соответствуют мировым стандартам), 45,4 тыс. км дорог федерального значения. Тем не менее, автомобильный транспорт имеет неоспоримое преимущество - мобильность, а для пассажиров обладает комфортом, что создает перспективы для роста его роли.
Крупные нефтепроводы: Нефтепровод «Дружба» - Альметьевск-Самара- Унеча- Мозырь-Брест и далее в страны Восточной и Западной Европы); Альметьевск-Нижний Новгород-Рязань-Москва; Нижний Новгород-Ярославль-Кириши; Самара-Лисичанск-Кременчуг-Херсон, Снегирёвка- Одесса; Сургут-Омск-Павлодар-Чимкент-Чарджоу.
Крупнейшие газопроводы: газопровод Саратов-Москва первый газопровод в России (840 км); Ставрополь-Москва; Ростов-на-Дону-Серпухов-Ленинград; Медвежье-Надым-Тюмень-Уфа-Торжок; Надым-Пунга-Пермь; Уренгой-Сургут-Тобольск-Тюмень-Челябинск. крупнейшая в мире система газопроводов:Уренгой Помары-Ужгород-страны Восточной и Западной Европы (4451 км),
Два типа транспортных узлов: Узлы международного (федерального) уровня, зона их влияния распространяется на крупные экономические районы: Сибирь, Дальний Восток, Урал, Поволжье, Центральная Россия, Юг России, Северо-Запад России. К федеральным узлам относятся Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток. Узлы регионального (межрегионального) значения, зона их влияния распространяется на один, два, три субъекта РФ (республика, край, область, округ).