Бондаренко С. В. учитель начальных классов МБОУ «Излучинская ОНШ 2»
«Всё наше достоинство – в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы ничто. Постараемся же мыслить достойно – в этом основа нравственности.» Б. Паскаль.
Этапы (стадии) технологии: стадия вызова; смысловая стадия; стадия рефлексии.
Задачи вызова: актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме; пробудить к ней интерес; активизировать обучаемого, дать ему возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами; структурировать последующий процесс изучения материала.
Функции второго этапа: получение новой информации; ее осмысление; соотнесение новой информации с собственными знаниями; поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
Функции третьего этапа: выражение новых идей и информации собственными словами; целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем; анализ всего процесса изучения материала; выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).
Приёмы стадии «Вызова» «Кластер»; «Корзина идей»; «Денотатный граф»; «Дерево предсказаний»; «Верные и неверные утверждения»
Приём «Корзина идей» Почва – это … … земля … растительная земля … вещество … суша, а не вода … место обитания, дом животных
Приёмы стадии «Осмысление»: «Инсерт»; «Чтение с остановками»; схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет»; таблица « Плюс – минус - интересно»; таблица «ЗХУ»; «Таблица – синтез»; «Сводная таблица»; «Концептуальная таблица»; таблица «Что? Где? Когда? Почему?»
Приём «Инсерт». Шаг 1: Во время чтения текста обучающиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки
Приёмы стадии «Рефлексия»: «Шесть шляп»; «Ромашка вопросов»; «Синквейн»; «Диаманта».
Метод «Шесть шляп» Белая шляпа. Факты. Полезные ископаемые бывают твердые, жидкие и газообразные. Жёлтая. Позитивное мышление. Для жизни человека и производства необходима добыча полезных ископаемых. Черная. Проблема. При добычи полезных ископаемых нарушается экологическое равновесие и происходит загрязнение окружающей среды. Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось рассматривать полезные ископаемые и выделять их свойства. Зеленая. Творчество. Местонахождение залежей многих ископаемых человеку еще не известно. Синяя.Философия. Обобщают высказывания каждой группы.