Урок – игра Обобщающее повторение по теме «Лексика и фразеология». 6 класс. Автор: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 10 Лубягина Е.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Счастливый случай. Слово капитанам Дайте связный ответ по теме «Лексикология и фразеология» по плану. Что такое лексикология? Однозначные и многозначные.
Advertisements

Крылатые выражения
Афоризмы из басен Крылова Угадай из какой басни?.
Афоризмы в баснях И.А. Крылова. Выполнил: ученик 6а класса ФГОУ «ОПКУ» Ланеев Николай Руководитель: : преподаватель русского языка и литературы, первой.
Подруга жизни – басня Б А С Н О П И С Е Ц Б А С Н Я КЫЛОВ ЛИЦТВРЕИЕ Ю М О Р А Л Л Е Г О Р И Я.
Какую часть слова можно найти в земле? В каком из названных слов нет приставки: подогнуть, подоконник, подушка, подозрение? Назовите авторов славянской.
И.А. Крылов. Игра «Знатоки Басен».. Отгадайте, о каком герое басни идёт речь? «Лето красное пропела»; «То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет»;
Лексика (5 – 6 класс) Прощай, Лексика! Результат налицо Знатоки, к барьеру! В гостях у словарей Узнай словарь Мы не прощаемся с тобой, Лексика!
Лингвистическая игра для учащихся 6 классов. Чем различаются по своему значению слова абонент – абонемент ?
ВИКТОРИНА «ИЗ КАКИХ БАСЕН И. А. КРЫЛОВА ВЗЯТЫ ЭТИ ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, АФОРИЗМЫ?» Составитель: Гриценко Наталья Ильинична, учитель русского языка и литературы.
МОУ ИРМО «Большереченская СОШ» Иркутского района Иркутской области Урок русского языка во 2 классе Тема: Обобщение знаний о глаголе Составил: учитель начальных.
И.А.Крылов Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильнее. Со.
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009,
Работу выполнила Кузьменко Е.А. Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 17 с.Сунжа.
Учителя русского языка и литературы Лазуриной Валентины Владимировны 2013 МБОУ Верхнеднепровская СОШ 3 Дорогобужского района Смоленской области.
Из басен И.А. Крылова. А Васька слушает да ест – говорят о человеке, который не обращает внимания на просьбы не делать того, чем он занимается в данный.
Лексика русского языка делится на группы в зависимости от Лексического значения слова однозначные слова многозначные слова Смысловых связей между словами.
Интегрированный урок русского языка и литературы по басням И.А. Крылова.
Название океана Л Е И С КА К Остров Однозначных и Многозначных Слов Остров ОСА Остров Фразеологизмов Остров Исторический Остров Прямого и Переносного.
Транксрипт:

Урок – игра Обобщающее повторение по теме «Лексика и фразеология». 6 класс. Автор: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 10 Лубягина Е.В.

Цели урока: систематизировать, обобщить знания по теме «Лексика и фразеология»; систематизировать, обобщить знания по теме «Лексика и фразеология»; развивать умение употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения; развивать умение употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения; воспитывать у учащихся культуру умственного труда. воспитывать у учащихся культуру умственного труда.

Содержание Слово капитанам команд Слово капитанам команд Один за всех, а все за одного Один за всех, а все за одного Счастливый случай Счастливый случай Ты – мне, я – тебе Ты – мне, я – тебе Темная лошадка Темная лошадка Заморочки из бочки Заморочки из бочки Гонка за лидером Гонка за лидером Подведение итогов игры Подведение итогов игры

1. Слово капитанам команд Связный ответ по теме «Лексика и фразеология» по плану, который есть у учащихся в тетрадях, с использованием схемы-таблицы. 1. Что такое лексикология? 2. Однозначные и многозначные слова. 3. Омонимы, синонимы, антонимы. 4. Общеупотребительные и необщеупотребительные (профессиональные, диалектные) слова. 5. Исконно русские и заимствованные слова. 6. Устаревшие слова и неологизмы. 7. Фразеологизмы.

2. Один за всех, а все за одного Учитель называет тему «Устаревшие слова», команды выбирают номера вопросов (по 2 вопроса каждой команде). Примерные вопросы командам Учитель называет тему «Устаревшие слова», команды выбирают номера вопросов (по 2 вопроса каждой команде). Примерные вопросы командам 1. Что такое сажень, вершок, пядь? Покажите эти меры длины на себе. Составьте и запишите предложение по схеме: [сущ. им. п. – сущ. им. п.]. 1. Что такое сажень, вершок, пядь? Покажите эти меры длины на себе. Составьте и запишите предложение по схеме: [сущ. им. п. – сущ. им. п.]. 2. Во фразеологизмах ни пяди не отдать, косая сажень в плечах найдите устаревшие слова. Что означают эти фразеологизмы? Составьте с одним из фразеологизмов предложение, запишите его и разберите по членам предложения. 2. Во фразеологизмах ни пяди не отдать, косая сажень в плечах найдите устаревшие слова. Что означают эти фразеологизмы? Составьте с одним из фразеологизмов предложение, запишите его и разберите по членам предложения. 3. Используя устаревшие слова, опишите древнерусского воина (по рисунку из учебника истории). 3. Используя устаревшие слова, опишите древнерусского воина (по рисунку из учебника истории). 4. Найдите устаревшие слова, объясните их значение. С какой целью А.Пушкин использует их в своем произведении? Назовите это произведение поэта. 4. Найдите устаревшие слова, объясните их значение. С какой целью А.Пушкин использует их в своем произведении? Назовите это произведение поэта. В толпе могучих сыновей, С друзьями, в гриднице высокой Владимир-солнце пировал; Меньшую дочь он выдавал За князя храброго Руслана И мед из тяжкого стакана За их здоровье выпивал. В толпе могучих сыновей, С друзьями, в гриднице высокой Владимир-солнце пировал; Меньшую дочь он выдавал За князя храброго Руслана И мед из тяжкого стакана За их здоровье выпивал.

3. «Счастливый случай» Учитель называет темы: «Заимствованные слова» и «Профессиональные слова». Учащиеся сами выбирают тему и по одному вопросу. Если «повезет», то можно заработать вместо одного балла два, так как есть вопросы, ответы на которые совпадают в этих двух темах. 1. Что означает слово литера ? Составьте словарную статью для толкового словаря. Литера, -ы, ж. Спец. 1. Буква. 2. Брусочек с выпуклым изображением буквы (в типографском наборе). Вам «повезло», так как слово литера есть в теме «Заимствованные слова»: оно латинского происхождения. 1. Что означает слово литера ? Составьте словарную статью для толкового словаря. Литера, -ы, ж. Спец. 1. Буква. 2. Брусочек с выпуклым изображением буквы (в типографском наборе). Вам «повезло», так как слово литера есть в теме «Заимствованные слова»: оно латинского происхождения. 2. Что означает слово пенальти? Составьте словарную статью для словаря иностранных слов. Пенальти ( англ. букв. «наказание», «штраф») – одиннадцатиметровый штрафной удар по воротам противника в футболе. А вот этой команде «не повезло», так как слово пенальти общеупотребительное и его нет в теме «Профессиональные слова». 2. Что означает слово пенальти? Составьте словарную статью для словаря иностранных слов. Пенальти ( англ. букв. «наказание», «штраф») – одиннадцатиметровый штрафной удар по воротам противника в футболе. А вот этой команде «не повезло», так как слово пенальти общеупотребительное и его нет в теме «Профессиональные слова».

4. Ты – мне, я – тебе Команды заранее готовят задание команде-сопернице. Например, может быть такое задание: с помощью словаря С.И. Ожегова ответьте на вопрос: «Чудь – это синоним слова чудо, название племени или растение?». На вопрос ответьте письменно, объясните знаки препинания в предложении – ответе на вопрос. Команды заранее готовят задание команде-сопернице. Например, может быть такое задание: с помощью словаря С.И. Ожегова ответьте на вопрос: «Чудь – это синоним слова чудо, название племени или растение?». На вопрос ответьте письменно, объясните знаки препинания в предложении – ответе на вопрос.

5. Темная лошадка Незнайка читает стихи, учащиеся его не видят. Нужно отгадать, кто пришел к ним в гости. Незнайка читает стихи, учащиеся его не видят. Нужно отгадать, кто пришел к ним в гости. Знайка шел гулять на речку, Перепрыгнул через овечку. Знайка шел гулять на речку, Перепрыгнул через овечку. Торопыжка был голодный, Проглотил утюг холодный. Торопыжка был голодный, Проглотил утюг холодный. У Авоськи под подушкой Лежит сладкая ватрушка. У Авоськи под подушкой Лежит сладкая ватрушка.

– Здравствуйте, ребята! Ну конечно же, это снова я – Незнайка. В прошлом году мне так понравилось у вас, что я решил еще раз побывать в гостях на уроке-игре «Счастливый случай». Когда Знайка провожал меня к вам, сказал: «Смотри, Незнайка, не сядь там в калошу!». Я всю дорогу думал: «При чем тут калоша? У меня ее и нет даже». А как вы думаете: почему Знайка так сказал мне на прощание? – А вот еще один вопрос меня мучает. Поднимался я к вам на второй этаж, услышал, как Вера Михайловна говорит одному мальчику: «Золотые у тебя, Вова, руки». Посмотрел я на руки Вовы: самые обыкновенные. Почему же золотые, никак не пойму?! Может, вы знаете, ребята? – Здравствуйте, ребята! Ну конечно же, это снова я – Незнайка. В прошлом году мне так понравилось у вас, что я решил еще раз побывать в гостях на уроке-игре «Счастливый случай». Когда Знайка провожал меня к вам, сказал: «Смотри, Незнайка, не сядь там в калошу!». Я всю дорогу думал: «При чем тут калоша? У меня ее и нет даже». А как вы думаете: почему Знайка так сказал мне на прощание? – А вот еще один вопрос меня мучает. Поднимался я к вам на второй этаж, услышал, как Вера Михайловна говорит одному мальчику: «Золотые у тебя, Вова, руки». Посмотрел я на руки Вовы: самые обыкновенные. Почему же золотые, никак не пойму?! Может, вы знаете, ребята? – А еще я приготовил для вас шуточные рисунки. Какие фразеологизмы я попытался проиллюстрировать? – А вот вам сюрприз от Знайки. Он сказал, что в прошлом году вы читали басни И.А. Крылова. Из его басен часто используются в речи афоризмы. Он просил меня передать вам эти конверты, в которых задания командам. – А еще я приготовил для вас шуточные рисунки. Какие фразеологизмы я попытался проиллюстрировать? – А вот вам сюрприз от Знайки. Он сказал, что в прошлом году вы читали басни И.А. Крылова. Из его басен часто используются в речи афоризмы. Он просил меня передать вам эти конверты, в которых задания командам.

Из каких басен И.А. Крылова взяты эти афоризмы, что они означают и когда употребляются в речи? 1. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? 2. Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку. 3. Слона-то я и не приметил. 4. Медвежья услуга. 5. Услужливый дурак опаснее врага. 6. А Васька слушает да ест. 7. Тришкин кафтан. 8. А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь. 9. Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник. 10. Демьянова уха. – Мне очень понравилось у вас, ребята! Можно остаться у вас в гостях до конца урока и работать с вами?

6. Заморочки из бочки – Чем различаются по своему значению слова абонент – абонемент? – Укажите, в чем заключается индивидуально-авторская переработка фразеологизма. Назовите общеупотребительную его форму. Объясните, с какой целью А.Чехов изменил его первоначальный вид. Был тихий вечер. В воздухе пахло. Соловей пел во всю ивановскую. – У какого бора никогда нет листвы и хвои? – Всякий ли пар способен подниматься кверху? – Не вставая с места, покажите, что у газеты появились ноги. – Что нужно разбить: яйцо, лед или стекло, чтобы получить выбитки? – Опасны ли хабибы в пустыне? Если опасны, то почему? – Где можно встретить мыто: на таможне, на болоте, в ванной? – Что такое пугач: птица, игрушка, человек с отпугивающей внешностью? – Чем различаются по своему значению слова абонент – абонемент? – Укажите, в чем заключается индивидуально-авторская переработка фразеологизма. Назовите общеупотребительную его форму. Объясните, с какой целью А.Чехов изменил его первоначальный вид. Был тихий вечер. В воздухе пахло. Соловей пел во всю ивановскую. – У какого бора никогда нет листвы и хвои? – Всякий ли пар способен подниматься кверху? – Не вставая с места, покажите, что у газеты появились ноги. – Что нужно разбить: яйцо, лед или стекло, чтобы получить выбитки? – Опасны ли хабибы в пустыне? Если опасны, то почему? – Где можно встретить мыто: на таможне, на болоте, в ванной? – Что такое пугач: птица, игрушка, человек с отпугивающей внешностью?

7. Гонка за лидером За одну минуту объясните значение как можно большего количества фразеологизмов. За одну минуту объясните значение как можно большего количества фразеологизмов. яблоку негде упасть вывести на чистую воду делать из мухи слона за тридевять земель зарубить на носу засучив рукава иметь голову на плечах в двух словах в двух шагах одного поля ягода водить за нос убить двух зайцев на всех парусах садиться не в свои сани взять голыми руками раз, два и обчелся со всех ног без году неделя как свои пять пальцев скрепя сердце ни свет ни заря

1. Укажите заимствованное слово. а) стена, б) белокурый, в) ветеран, г) стул. 2. Укажите устаревшее слово. а) приказчик, б) бумага, в) писатель, г) отрывок. 3. Укажите профессиональное слово. а) книга, б) изобретение, в) печать, г) зубило. Тестирование

4. Укажите диалектное слово. а) морковь, б) овощи, в) свекла, г) бурак 5. Укажите неологизм. а) соревнование, б) луноход, в) аппарат, г) корабль. 6. Укажите фразеологизм. а) Петя плохо работал. б) На уроке Петя работал спустя рукава. в) Он не выполнил задания. г) Он бездельничал. 7. Укажите раздел, изучающий лексику. а) лексикология, б) синтаксис, в) фразеология, г) фонетика.

8. Подведение итогов урока-игры, награждение команды-победительницы 8. Подведение итогов урока-игры, награждение команды-победительницы Молодцы! Молодцы!