Признание уникальности и индивидуальной самоценности каждого ученика. Каждый обучающийся, признавая уникальность другого человека, обязан уметь взаимодействовать с ним на гуманных основаниях Получаемые учеником образовательные результаты рефлексивно выявляются и оцениваются как самим, так и учителем Лично или коллективно создаваемая образовательная продукция ученика не отрицает, а сопоставляется с культурно- историческими достижениями Признание каждым обучающимся и педагогом уникальности и индивидуальной самоценности любого другого человека.
Увеличивает интенсивность и эффективность развития креативных качеств обучающихся. Образовательная продуктивность обучающихся возрастает Ведет к повышению учебной мотивации Образовательные результаты учеников зависят не от объема изучаемого материала, а от содержания создаваемой ими образовательной продукции Творческая результативность обучения влияет в большей мере на развитие личностных качеств обучающихся Выводит ученика за пределы учебного предмета Диагностика личностных образовательных приращений ученика оказывает более эффективное влияние на качество образования. Приводит к выстраиванию им личностной системы знаний
Принцип личностного целеполагания ученика Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории Принцип метапредметных основ образовательного процесса Принцип образовательной рефлексии Принцип ситуативности обучения Принцип первичности образовательной продукции обучающегося Принцип продуктивности обучения
Наличие неопределенности или проблемы, для устранения которой нет известных средств Свободный характер труда, без постоянных указаний, с возможностью самому выбирать время, последовательность, приёмы работы. Зависимость результатов во многом от конкретного человека, его опыта, интуиции, воли. Возможность соревноваться с кем-то, повышать свои успехи.
Личностно – ориентированный урок изменяет: 1. Тип взаимодействия учителя и ученика (от команды к сотрудничеству); 2. Ориентацию учителя в ходе урока на анализ не столько результативной, сколько процессуальной стороны учения; 3. Позицию ученика: от прилежного исполнителя к активному творцу, рефлексирующему свои интеллектуальные действия при решении задач, а не только при выполнении стандартных заданий; 4. Характер складывающихся в процессе урока учебных ситуаций, которые должны гибко варьироваться учителем, выбираться им в зависимости от активности учеников.
Различия целей традиционного и нетрадиционного уроков. Традиционные Нетрадиционные Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков. Способствует эффективному накоплению каждым ребёнком своего собственного личного опыта. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решения этих заданий. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предполагает сам учитель. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала. Проводит индивидуальные занятия с отстающими детьми. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком. Планирует и направляет детскую деятельность по определённому руслу. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения